Нетворкинг. Культурные особенности и успех в бизнесе

нетворкинг

Когда я жил в Сан-Франциско, меня частенько удивляла одна вещь: как только ты встаешь посреди улицы, достаешь карту и начинаешь ее рассматривать, не проходит и десяти секунд, как к тебе подходит какой-нибудь незнакомый человек и начинает спрашивать, как он может тебе помочь. А ведь Сан-Франциско – это не маленькая деревня, в которой люди между собой могут быть более открытыми и дружелюбными, СФ — это большой, деловой и криминальный город (и от этого не менее прекрасный!).

Так почему же незнакомые люди готовы помочь Вам на улице? Объяснений много – и пресловутый менталитет, и другой, более терпимый, социальный климат. Об этом можно много писать, но я бы хотел обратить внимание на другое. Человек, подходящий на улице и предлагающий свою помощь, ведет себя как настоящий нетворкер! Как Вы думаете, какова вероятность того, что оказывая такую небольшую услугу (для него, как для местного, это не составляет труда) незнакомому человеку, он получит что-то взамен? Да, и мне кажется, что небольшая. Но она есть! И я не устаю повторять – это и есть настоящий нетворкинг! Искренне помогая другим, мы не только ставим плюсик себе в рамках вселенной (хотя, возможно, это и есть самое главное – для чего мы это делаем :-) ), но еще и увеличиваем шансы на то, что получим помощь взамен.

Новые знакомств — путь к успеху в бизнесе

Что такое нетворкинг и где он применяется?

У некоторых людей при упоминании этого слова сразу же всплывают в голове ассоциации с общением в социальных сетях и установлением контактов с их помощью, но к нетворкингу это не имеет прямого отношения. Само понятие намного более обширно. К нему относится заложение и последующее развитие сети деловых контактов, которые помогут в дальнейшем максимально быстро и эффективно достичь желаемого, будь то продвижение по карьерной лестнице, рост уровня продаж, поиск новых инвестиций или деловых предложений и многого другого.

Все знают, что успех в бизнесе в немалой степени зависит от коммуникации. Хорошие связи ценятся не меньше, чем солидная сумма на счету в банке. Именно контакты помогают компаниям достигать высот в конкретной сфере, способствуя закреплению их положения на рынке, увеличению значимости и конкурентоспособности.

Успех в бизнесе – заслуга людей, которые им управляют. Чтобы преуспеть в конкурентной среде, нужно заставить работать на себя как можно больше ресурсов. И одним из условий становится организация социальных сетей.

Нетворкинг может также рассматриваться как совокупность коммуникативных навыков человека, благодаря которым он способен без труда завязывать значимые социальные контакты, или как некая технология, позволяющая выстроить сеть деловых связей.

Пример распространения явления можно рассматривать применительно к кадровой индустрии: поиск выгодной должности с помощью знакомых довольно быстро трансформировался в организацию социальных сетей, что особо важно в современный информационный век.

Концепция нетворкинга разрабатывалась неотъемлемо от теории 6-ти рукопожатий, которая связывает два любых жителя планеты между собой цепочкой из шести человек.

теория шести рукопожатий

теория шести рукопожатий

Нетворкинг в России имеет некую специфику, благодаря социо-культурным особенностям и менталитету местных жителей. Именно поэтому далеко не все шаблоны можно применять в российских реалиях в изначальном варианте. Алгоритмы нетворкинга должны были пройти долгий путь адаптации, пока они, наконец, не были перестроены с учетом различий восприятия и мышления жителей России.

Простые правила и техники нетворкинга

Каждый человек, будь то случайный попутчик или сосед за столиком в кафе, может сыграть решающую роль в жизни. Он может стать не только важным деловым партнером, но также товарищем или даже супругом. Важно не упустить возможности, которые людям дают контакты из-за неумения или нежелания ими воспользоваться.

Какие качества нужны для эффективного установления деловых связей и достижения успеха в бизнесе?

В первую очередь эффективному нетворкеру просто необходимо быть приятным в общении, а кроме того, интересным собеседником. Любой представитель компании должен уметь в нескольких вариантах максимально емко и занимательно преподносить презентацию своей организации (каждый из вариантов должен иметь разную длительность в зависимости от аудитории, на которую он рассчитан). Кроме того, существуют и другие ситуации, предполагающие предварительную подготовку. В идеале, спикеру рекомендуется иметь набор историй и реплик на каждый случай жизни, будь то тосты и поздравления, или же просто забавные жизненные ситуации. То есть нетворкеру нужно обладать такими качествами как эрудированность и информированность. В этом может помочь периодический мониторинг новостей различной направленности. Это поможет избежать неловких пауз по ходу разговора, а также даст хороший повод его завязать с любым человеком. Важно быть не только блистательным оратором, но и отменным слушателем. Внимание со своей персоны лучше переводить на собеседника, дав ему возможность высказать все, что он посчитает нужным. Интерес к его словам следует проявлять искренний и неподдельный.

Каждой встрече с деловыми партнерами должна предшествовать предварительная подготовка, включающая в себя сбор информации о компании и посещение её официальной страницы в интернете. Начинающему нетворкеру на первых порах могут помочь знакомые, которые уже смогли установить прочные деловые знакомства. Воспользовавшись их контактами можно намного быстрее сформировать собственную сеть.

Возможен ли удаленный нетворкинг и какие его основные инструменты?

Развитие информационных технологий значительно расширяет список возможностей для деловой коммуникации. Переписка давно уже не проходит только по электронной почте, и на замену факсам пришли всевозможные утилиты для установления конференц-связи, сообщества, блоги и социальные сети. Средства массовой коммуникации также могут создать отменное подспорье, с их помощью можно: заниматься публикацией материалов на специализированных порталах и в профильных изданиях, принимать участие во всевозможных PR- и благотворительных акциях и мероприятиях, узконаправленных встречах и конференциях. Именно так нетворкер получает возможность завязать знакомство с широким кругом специалистов.

нетворкинг соцсети

Желающим расширить сеть деловых контактов рекомендуется: посещать специализированные мероприятия, участвовать в обсуждениях на форумах, публиковать материалы и выступать на телевизионных передачах, организовывать всевозможные вечеринки, деловые трапезы, корпоративные праздники. Важным инструментом является также ненавязчивая интернет-рассылка. Каждый нетворкер может выбрать наиболее удобные для себя методы коммуникации из широкого списка, и оттачивать мастерство установления и поддержания деловых связей с их использованием.

Дьявол, как известно, проявляется в мелочах, поэтому на каждую из них следует обращать внимание, как на свидетельство о профессионализме. Каждая из деталей имеет значение: дизайн визиток, оформление подписей в деловой переписке, запись на автоответчике, обороты и обращения в устной речи, пунктуальность, соблюдение правил и этикета делового общения – вплоть до подбора деталей гардероба и аксессуаров.

Научиться искусству нетворкинга можно лишь присматриваясь к мельчайшим нюансам, каждый из которых может иметь свое значение в дальнейшем. лучше научиться уделять внимание всему и сразу, как бы дико это не звучало.

Какие сложности становятся на пути к установлению деловых контактов у российских менеджеров?

В отличие от зарубежных государств, в России нередко можно наблюдать следующую ситуацию: на всевозможных деловых мероприятиях участники стоят поодиночке, уделяя исключительное внимание лишь содержимому своей тарелки вместо того чтобы завязывать судьбоносные знакомства. Цель их появления в таком случае остается неясной, ведь любые материалы можно просмотреть онлайн или выслать по электронной почте, а попасть на конференцию бывает и вовсе нелегко, учитывая предварительные сборы.

Отечественным специалистам рекомендуется отложить подальше любимые девайсы, отбросить в сторону все ненужное, в том числе и устаревшие стереотипы, и смело начинать завязывать полезные знакомства.

Проблема, которую стоит устранить при обучении нетворкингу в России – отсутствие установки на деловое общение. Это не значит, что деловое знакомство обязательно должно быть запланированным. Наоборот, оно может произойти в любой момент, поэтому нужно быть готовым к нему вне зависимости от окружающей обстановки и прочих обстоятельств. Спикеру нужно иметь с собой немного – несколько визиток и парочку подготовленных фраз. Следует помнить, что любой встреченный человек может быть тем самым партнером, инвестором, или просто другом, который так необходим. Успех в бизнесе или в личных отношениях, в любом случае, возможности не стоит упускать.

Методика нетворкинга для новичков

1. Самостоятельная инициация контактов.

Ждать, пока интересующий человек подойдет и познакомится – очень неэффективный метод. Создавать и налаживать деловые отношения придется самостоятельно. Согласно статистическим данным, именно случайные и поверхностные знакомства порой оказываются наиболее эффективными в различных аспектах ведения бизнеса. Инструментов для создания деловых контактов сегодня множество – общение в социальных сетях, интернет, бизнес-конференции и семинары, электронная почта, телефон, личные встречи и корпоративные вечеринки. Партнеры обязательно отыщутся, стоит только сделать шаг в нужном направлении.

2. Готовность к неожиданному знакомству.

Стоит помнить, что познакомиться с важным человеком можно совершенно случайно — в любой день недели и в неожиданном месте, так что визитные карточки лучше захватить с собой даже при походе в супермаркет. Кроме создания контакта, необходимо поддержать и развить новые отношения, поэтому через некоторое время после знакомства стоит написать краткий follow-up. В управленческой практике западных компаний под этим термином понимается письмо в форме отчета, который содержит актуальную информацию по ранее обсуждавшемуся вопросу.

3. Необходимость взаимной заинтересованности.

Искренняя заинтересованность в успехе партнеров и забота об определенных потребностях работает в обе стороны. Чем больше вложить в деловые отношения – тем больше можно получить взамен. Это утверждение, многократно подкреплявшееся специалистами в области психологии, и делает нетворкинг эффективной стратегией ведения бизнеса.

4. Создание «цепочки отношений».

Знакомство потенциальных деловых партнеров – один из основополагающих принципов сотрудничества; люди из разных кругов общения также могут оказаться интересны друг другу. Для этого стоит научиться своевременно и эффектно представлять людей, чтобы образованный нетворк мог самостоятельно работать, транслируя определенную информацию и создавая имидж. Деловое «сарафанное радио» позволяет образовывать все новые и новые связи, которые могут дать интересные результаты – предложения, идеи, партнеров и возможности.

5. Исключительно позитивный характер данных.

Этика деловых отношений предполагает запрет на передачу негативных сведений, особенно если они недостоверны. Такая информация губительна в первую очередь для того, кто ее распространяет, и приводит к частичной утрате репутации. Приятные эмоции и положительные впечатления, напротив, создают комфортную дружескую атмосферу, и способны удержать и привлечь новых людей. Искреннее позитивное общение необходимо и при личных встречах, и в телефонных беседах. Стоит помнить, что даже любой конфликт может превратиться в преимущество неожиданным образом, если приложить к этому некоторые усилия. Психологические тесты доказывают, что совместно пережитые стрессы создают доверительную обстановку быстрее, чем десятилетия стабильности. Не нужно также загонять человека в угол – наличие путей отхода и возможности маневрирования позволяет не принимать необдуманных и поспешных решений.

6. Значимость любых знакомств.

Российский менталитет категорически отвергает данное утверждение, хотя стратегия успешно работает в остальном мире. Основная ошибка – сразу же делить контакты на «полезные» и «бесполезные». Неопределенность и относительность явлений и событий позволяет предполагать, что отвергнутый ранее человек может в скором времени стать необходимым. Неактуальный контакт может много значить для других — партнеров, знакомых или друзей. Реализация вышеизложенного принципа «звеньев цепи» рано или поздно приведет к заинтересованному именно в этом человеке лицу.

7. Поддержание отношений.

Новые деловые связи и контакты поначалу требуют постоянной кропотливой работы – закрепления, налаживания и развития. Партнерские связи в бизнесе весьма схожи с принципами, согласно которым рекомендуется выстраивать долгосрочные отношения с клиентами в грамотной и профессиональной компании.

Максим Чернов


Поделиться с друзьями


comments powered by HyperComments
Миша
2013-05-06 08:06:43
Интересная статья! спасибо =)
Алена
2013-05-06 08:08:22
То что на конференциях люди бояться подходить друг к другу и знакомиться - это правда. Сама не раз это наблюдала.
Максим Чернов
2013-05-06 08:15:39
Пожалуйста, Миша! :)