x
Закрыть
x
Вперед
Хорошо ли Вы знаете, как вести себя на различных мероприятия (конференции, ужины, просто «в гостях»), на которых можно встретить новых интересных людей и завязать полезные знакомства?

Ответьте на 8 вопросов и узнайте, насколько хорошо у Вас развиты навыки нетворкинга, и получите советы, над чем именно стоит поработать и как это сделать!

Будьте внимательны: некоторые вопросы имеют не один правильный ответ, НО всегда есть один ответ, который лучше остальных :)

После прохождения теста мы проанализируем Ваши ответы и пришлем на email Ваш результат и, в зависимости от него, персонализированные советы про то, как преуспеть в налаживании новых важных знакомств.

Умение слушать

Опубликовано 3 ноября 2013

Умение слушать

Из всех коммуникативных навыков умение слушать, возможно, самое важное, отмечает Стивен Кови в своей книге 7 навыков высокоэффективных людейВеликолепнейший и эффективнейший оратор, безусловно, «провалится», если он не умеет правильно слушать.

Умение слушать

Умение слушать не является врожденным для большинства людей, над ним нужно много работать, не позволять себе «встревать» и выдавать на-гора собственное мнение.

В большинстве своем люди не слушают – они просто ждут своей очереди высказаться – нам всем важнее выразить свой взгляд на вещи, чем выслушать и понять других. Ирония в том, что мы все хотим быть выслушанными и понятыми. Кови очень правильно заметил, что именно в этом случае мы ощущаем, что мы приняты и нас ценят.
У него есть одно выражение: «Стремись сначала понять, и только затем быть понятым», и оно должно служить постоянным напоминанием о необходимости выслушать другого до того, как ожидать, чтобы он выслушал тебя.

Уровни умения слушать – «эффективное слушание»

Умение слушать подразделяется на несколько видов. Обычно они представляются в виде уровней.

Существуют различные модели умения слушать. Ниже представлена наша попытка сформулировать хорошую и развернутую теорию слушания в доступном и сжатом виде. Не забывайте, что оно подразумевает не только восприятие слов. Иногда то, что вы слышите, включает другие звуки или интонации, вербальные и эмоциональные шумы. Иногда слушание подразумевает молчание или паузы – «мертвый эфир», как говорится в радиовещании. Вместо этого вы можете слышать музыку, звук автомобильного двигателя, шум толпы или собрания – именно для того, чтобы понять и уловить то, что по-настоящему происходит или говорится. Также слушание в полном смысле этого слова, как вы увидите ниже, обязательно включает в себя восприятие множества невербальных и беззвучных сигналов, например, языка тела, выражения лица, реакции окружающих, культурных факторов, реакции говорящего и аудитории друг на друга.

Краткое описание уровней:
1) Пассивное слушание/отсутствие слушания – игнорирование
2) Притворное слушание – также называемое «ответное слушание» — использование кивков, улыбок, всяческих «угум», «да», «конечно» и т.д.
3) Слушание на основе стереотипов – «избирательное слушание», непринятие во внимание/игнорирование истинных взглядов собеседника
4) Слушание и непонимание – неосознанное накладывание собственных интерпретаций и «подгонка» информации под свою точку зрения, если она изначально ей не соответствует
5) Внимательное слушание – собирание фактов ввиду личного интереса и их анализ; часто подразумевает манипуляцию собеседником
6) Активное слушание – понимание чувств собеседника и сбор фактов для собственных целей
7) Эмпатическое слушание – понимание, оценка чувств и информации, обычно в соответствии с собственными интересами слушателя
8) Фасилитирующее (помогающее) слушание – слушание, полное понимание, помощь в том, в чем, прежде всего, нуждается собеседник.

Рассмотрим две главные и самые эффективные техники слушания:

7. Эмпатическое или сочувственное слушание

Вы слушаете с полным вниманием ко всем звукам и другим сигналам, в том числе:

  • Интонациям голоса
  • Другим вербальным аспектам – например, скорости речи, громкости, паузам в дыхании, плавности, стилю, акцентам
  • Выражению лица
  • Языку тела
  • Культурным, этническим и другим характеристикам личности, которые могут повлиять манеру общения и другие сигналы собеседника, которые на вас воздействуют
  • Чувствам – в самых разных смыслах – это требует от вас проницательности и представления того, как собеседник себя чувствует (не задействованы разве что вкусовые ощущения)
  • Вы способны видеть и переживать ситуацию с позиции собеседника

Также вы реагируете и даете обратную связь, постоянно контролируете то, понимаете ли вы с собеседником друг друга. Вы резюмируете и, возможно, делаете пометки, если дискуссия действительно важная. Вы честно выражаете свое несогласие, но, в то же время, и искреннее понимание, которое в идеале (если ваша эмпатия при слушании действительно настоящая и самого высокого уровня) сохранит эмоции на цивилизованном уровне и под контролем даже во время самого нелегкого разговора.

8. Фасилитирующее (помогающее) слушание

Это больше, чем эмпатическое слушание, потому что подразумевает и требует от вас поиска подхода к собеседнику или собеседникам, который действительно поможет ему/им. В эмпатическом слушании этот элемент не является обязательным. Другое значимое отличие состоит в способности сознавать и интерпретировать степень вашего внимания и осознания того, что говорит собеседник, а также степени того, насколько вы слышите и наблюдаете настоящие «взрослые» сигналы (в отличие от тех, что явно эмоционально заряжены) и взвешиваете последствия поведения другого человека, даже если он сам не может этого сделать. В этом случае вы действуете скорее как защитник и опекун – особенно, если человек неискренен сам с собой.

Теория транзактного анализа Эрика Берна объясняет различные аспекты настроения и «игр», в которые многие играют, совершенно не осознавая этого, и которые бывает сложно отследить, применяя исключительно методы и навыки эмпатического слушания. Это не значит, что вы принимаете решения или даете рекомендации собеседнику – нет, вы остаетесь внимательными и осторожными вместо него, особенно если вы занимаете опекающую позицию или влияете на него. Фасилитирующее слушание также требует, чтобы вы тщательно обдумывали и готовили то, о чем будете спрашивать и как отвечать, даже если вы делаете паузу и обдумываете ваши ответы непосредственно во время беседы. Многие люди не делают таких пауз для обдумывания своих слов во время эмпатического слушания. Фасилитирующее слушание подразумевает один важный дополнительный элемент — заинтересованность в том, чтобы помочь собеседнику увидеть и понять его/ее мнение и выбор. Это очень сильный аспект. Помогающее слушание не всегда возможно, если обстоятельства (например, организационные правила и политика, юридические ограничения, срочность и т.д.) требуют быстрого принятия решения и не оставляют практически никакой возможности отклониться в сторону от основной темы, чтобы помочь собеседнику.

В рамках фасилитирующего слушания существует возможность самореализации, которая описывается в теории иерархии потребностей Маслоу. Это полное отсутствие каких-либо эгоистических личных мотивов, кроме стремления помочь, — вместо того, чтобы стремиться к нормальным материальным целям любого рода. Во главу угла ставятся интересы другого человека – что далеко не всегда справедливо относительно любого другого вида слушания. Фасилитирующее слушание не относится к способности заработать деньги. Это способ мышления.

Максим Чернов

Понравилась статья? Подпишитесь на новые!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.