x
Закрыть
x
Вперед
Хорошо ли Вы знаете, как вести себя на различных мероприятия (конференции, ужины, просто «в гостях»), на которых можно встретить новых интересных людей и завязать полезные знакомства?

Ответьте на 8 вопросов и узнайте, насколько хорошо у Вас развиты навыки нетворкинга, и получите советы, над чем именно стоит поработать и как это сделать!

Будьте внимательны: некоторые вопросы имеют не один правильный ответ, НО всегда есть один ответ, который лучше остальных :)

После прохождения теста мы проанализируем Ваши ответы и пришлем на email Ваш результат и, в зависимости от него, персонализированные советы про то, как преуспеть в налаживании новых важных знакомств.

Как глотать книги, не жуя. Развитие скорочтения

Опубликовано 22 февраля 2015

Как глотать книги, не жуя. Развитие скорочтения

Еще лет 10-15 назад, чтобы узнать необходимую информацию и получить ответы на свои вопросы, нужно было отправиться в библиотеку и найти желаемую книгу. Иногда в поисках нужного издания приходилось объехать не одно учреждение. Но времена меняются, и теперь достаточно открыть Google или Яндекс, ввести запрос и получить абсолютно любые данные.

Но с появление больших объемов информации возникла новая проблема – человек во всем этом теряется. Чтобы стать успешным, нужно научиться ориентироваться в обширном информационном пространстве. Причём делать это делать это быстро – обрабатывать получаемую информацию из книг, газет, сайтов, гажджетов и т.д. Развитие скорочтения приходит на помощь!

Умение быстро читать – одно из самых важных в современном мире. Развитие скорочтения позволяет в короткие сроки прочитать статью, книгу или учебник. Это сделает работу эффективнее и позволит сэкономить время. Не жалейте время на освоение методик, в дальнейшем благодаря им вы сможете эффективнее воспринимать и запоминать информацию. Специальные упражнения позволяют ускорить чтение в 3-4 раза, а если тренироваться постоянно, то можно читать в 8-10 раз быстрее и запоминать информацию надолго. Итак, что же делать для развития скорочтения.

Развитие скорочтения состоит из 5 этапов:

Урок 1. Развитие скорочтения: тренируем внимание во время чтения

Развиваем внимание

Первое, что необходимо для быстрого чтения, – внимательность. Рассеянный человек не может запомнить весь прочитанный материал, поэтому ему приходится возвращаться к предыдущим предложениям и вспоминать, о чем он читал. Чем чаще это приходится делать, тем ниже скорость чтения. Именно поэтому первый шаг на пути к развитию скорочтения – повысить внимание и сконцентрироваться на осваиваемом материале.

Но нельзя думать только о внимании, при чтении важен и интерес. Скорее всего, вы замечали, что в первые минуты процесс проходит медленнее, чем через 1,5-2 часа. Можно сказать, что вначале вы «разгоняетесь», а затем вас привлекает сюжет, и вы уже не замечаете, как перелистываете одну страницу за другой. Чем интереснее книга, тем быстрее она читается. Скучный материал с трудом запоминается, на нем трудно сосредоточится, а в памяти остаются лишь «крупицы» из прочитанного.

Но ведь не всегда мы читаем действительно интересный материал. Часто приходится концентрировать внимание на скучной книге или учебнике. Как в таких случаях повысить скорость чтения? Постарайтесь следовать рекомендациям, описанным ниже.

Рекомендация 1.1. Игры

Представьте, что вы не просто читаете, а играете. Вспомните, как поступают родители, когда хотят, чтобы их ребенок с радостью выполнил какое-то скучное и неприятное поручение. Они превращают неинтересный  процесс в игру. Что важно в игре? Азарт, увлечённость. При этом перед началом игры нужно придумать четкие правила и условия победы. Если самостоятельно придумать что-то сложно, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Состязательность. Найдите себе «соперника», с которым вы будете читать один и тот же материал. Этот способ особенно эффективен при прочтении и запоминании учебного материала. Например, с одногруппником можно договориться, что выиграет тот, кто прочитает учебник и ответит на большее количество вопросов. Состязательность – это оружие преподавателей школ, колледжей и ВУЗов, ведь у человека на генетическом уровне заложено желание быть лучше соперника, превзойти его, победить. Именно поэтому групповые занятии при изучении материала намного эффективнее, чем индивидуальные. Здесь уже важно не просто качественно изучить и запомнить материал, но и превзойти соперника.
  • Личные рекорды.Но бороться можно не только с посторонним человеком, но и с самим собой. Ставьте перед собой новые цели и старайтесь их добиться. Например, посчитайте, сколько вы прочитываете страниц за один час, а затем постарайтесь побить свой рекорд. Но этим не стоит ограничиваться, ведь можно следить за количеством страниц, книг, освоенным материалом и т.д. Важно найти для себя стимул, который не просто заставит читать, а превратит это занятие в увлекательную игру. Конечно, в гонке за количеством прочитанного материала не стоит забывать о том, что вы читаете, нужно запоминать материал.

Состязательность и личные рекорды можно использовать отдельно друг от друга, но лучше их совмещать. Это поможет добиться максимального эффекта и действительно заинтересоваться материалом.

Рекомендация 1.2. Внешние раздражители

Шум и суматоха вокруг отвлекают человека и мешают ему сосредоточиться. Но некоторые люди, живущие в небольших квартирах и общежитиях, вынуждены заниматься какими-то делами и учиться не обращать внимание на происходящее вокруг. Человек, который смог адаптироваться к сложным условиям, становится внимательнее и умеет отключаться от внешних раздражителей. Чтобы тренировать внимание, создайте для себя внешние раздражители, например, включите музыку, телевизор, читайте в парке или другом общественном месте. Старайтесь не обращать внимания на происходящее вокруг, сконцентрируйтесь на сюжете книги. Например, в выходные можно отправиться в парк с книгой и читать на лавочке.

Урок 2. Развитие скорочтения: подавляем артикуляцию

Подавление артикуляции

Если при чтении у вас работает речевой аппарат, значит, происходит процесс незаметной микро-артикуляции. С помощью звукового оформления человек лучше запоминает материал, но у проговаривания есть свои плюсы и минусы.

К преимуществам процесса артикуляции относится: совершенствование речи, так как слышно, как звучат слова. Это важно при чтении художественной литературы и поэзии. Но есть и существенные минусы: этот процесс значительно замедляет чтение, тратится намного больше времени, чем если бы вы просто видели текст и представляли визуальные образы. Избавляться от этого явления полностью не нужно, важно научиться подавлять артикуляцию во время скорочтения.

Люди, у которых хорошо развито воображение и зрительные навыки, читают с минимальной артикуляцией. Они видят текст и представляют образы. Если вы читаете книгу и полностью погружены в сюжет или заинтересованы портретными описаниями, то, скорее всего, не обращаете внимание, как звучат слова. Вам важно то, что происходит, кажется, что вы не читаете, а смотрите фильм. Именно в эти моменты вы читаете намного быстрее, чем когда обращаете внимание на каждое слово и проговариваете его.

При чтении без артикуляции важнее визуальные, а не аудиальные образы. Первые воспринимаются человеческим сознанием намного лучше и быстрее. Если вы хотите ускорить процесс чтения, нужно научиться не использовать артикуляцию. Для этого существуют специальные упражнения.

Упражнение 2.1. Альтернативный текст

Чтобы понять, насколько хорошо вы можете воспринимать текст без артикуляционного процесса, постарайтесь во время чтения произносить вслух другие фразы.

  1. Ерунда. Произносите не слова из книги, а какие-нибудь звуки, не имеющие смысла. Например, напевайте звукосочетания: ла-ла-ла, тра-та-та и т.д. Одновременно старайтесь понять содержимое читаемого материала. Для первых тренировок не берите слишком сложный текст, найдите что-нибудь простое. Можно использовать припевы хорошо известных песен.
  2. Счет.Чтобы избавиться от артикуляции во время чтения, считайте числа. Лучше всего использовать счет до 20, так как эти числа состоят из одного слова, они не будут отвлекать от содержания и восприятия читаемого текста. Сложные числительные, скорее всего, заставят вас забыть о книге.
  3. Фразы.Еще можно проговаривать пословицы, стихи, поговорки, скороговорки. Главное, чтобы во время чтения вы не смогли повторять  тексты из книги. Если вы не уверены, что сможете говорить фразы и читать, то лучше отдать предпочтение другим способом избавления от артикуляции.

Если вам удается считать или проговаривать фразы и понимать читаемый текст, можете переходить к упражнениям следующей группы. Они помогут закрепить навыки чтения без артикуляции.

Упражнение 2.2. Помеха для артикуляции

Это упражнение воздействует на артикуляционный аппарат, и повторение становится неудобным физически. Сознанию при чтении приходится обходиться без повторений. С помощью этого упражнения можно научиться отключать артикуляцию при чтении, когда это необходимо. Организму делать это упражнение неудобно, поэтому ему проще обходиться без проговаривания.

Зажмите зубами карандаш, при чтении следите, чтобы губы и язык оставались неподвижными. Например, можно прижать язык к зубам. Читайте текст с одинаковой скоростью, не спешите. В дальнейшем, если вы можете контролировать артикуляционный аппарат, ускоряйтесь, но просто скользите по тексту глазами.

Упражнение 2.3. Музыка

Для подавления артикуляции можно использовать мелодии. Специалисты советуют включать джаз или музыку с меняющимся темпом. Чтобы отвлечься от проговаривания, настукивайте ритм или напевайте про себя мелодию. Существуют специальные композиции, которые помогает подавить артикуляцию во время чтения. Но это упражнение не универсальное, оно подходит далеко не всем людям. Ведь одни могут с легкостью абстрагироваться от внешних раздражителей, а другие перестанут понимать смысл прочитанного. Используйте музыку только в том случае, если она действительно отвлекает от артикуляции, но сохраняет возможность воспринимать текст.

Упражнение 2.4. Держать темп

Это еще одно эффективное упражнение на пути к развитию скорочтения. Задайте себе быстрый темп чтения. Ведите пальцем по строкам книги и старайтесь успевать за ним глазами. Времени на проговаривание материала не останется. Для первых тренировок не выбирайте сложный материал, лучше найти простые тексты, легкие для восприятия и не требующие предельной концентрации. Но это упражнение не стоит выполнять часто, оно необходимо только в том случае, если остальные методы не помогают. Если вы слишком часто будете «держать темп», то в скором времени заметите ухудшение зрительных навыков.

Урок 3. Развитие скорочтения: тренируем зрительные навыки во время чтения

Тренируем зрительные навыки

После того, как вы научились подавлять артикуляцию, можно переходит к следующему этапу – тренировке зрительных навыков во время чтения. Они помогают быстрее и эффективнее воспринимать информацию. Зрительные навыки – самые главные в методике развития скорочтения. Они позволяют видеть полностью весь текст, читать его не построчно, а по диагонали сверху вниз или вертикально. Конечно, вам может показаться странным, как текст можно читать полностью, и для чего вообще такой навык нужен. Но выполняя упражнения, вы поймете, что это значительно экономит время и позволяет быстро запоминать большие объемы информации.

Дети, которые только учатся читать по слогам, удивляются, как взрослые могут сразу увидеть целое слово и быстро прочитать предложение. Но большинство ограничиваются именно на слове, а ведь можно полностью видеть целые предложения, абзацы и  даже страницы. Нужно просто учиться этому и тренироваться. В этом вам помогут следующие упражнения для совершенствования зрительных навыков.

Упражнение 3.1 Таблица Шульте

Для тренировки зрительных навыков используется таблица Шульте. Она состоит из отдельных ячеек, в которых хаотично расположены числа. Например, можно использовать таблицу из 25 ячеек. Этот формат максимально приближен к книжному, его легче воспринимать и в дальнейшем использовать для чтения книг. Для развития своих зрительных навыков засеките время и найдите все числа по порядку, начиная с 1. Запомните время, в течение которого вам удалось справиться с заданием. Но как это сделать быстрее? Посмотрите не на отдельные ячейки, а на всю страницу сразу. Для этого расстояние от ваших глаз до таблицы должно быть не менее 50 см. Сконцентрируйте внимание на центральных ячейках, а периферийным зрением изучайте остальные части таблицы. Представьте, что перед вами картина, вы же воспринимаете ее цельно, а не изучаете частями. Постарайтесь представить, что таблица – это единое целое. Ищите числа, но не двигайте головой и глазами. Если это сделать сложно, отдвиньтесь еще дальше от монитора.

Попрактикуйтесь на таблицах Шульте:

таблица шульте

Больше таблиц вы можете найти, загуглив их :) Я также приложения в Apple Store и Google Play, которые генерируют таблицы Шульте.

Упражнение 3.2 Упражнения для глаз

Для развития зрительных навыков регулярно выполняйте следующее упражнение: «пишите» глазами все буквы алфавита. Кроме этого, для тренировки глаз можно пользоваться распространенными и простыми упражнениями:

  1. Выберите два объекта: один должен быть расположен рядом с вами, другой намного дальше. Смотрите сначала на один, затем переводите взгляд на другой. Повторите упражнение несколько раз.
  2. Часто моргайте в течение 10-15 секунд.
  3. Сильно зажмурьте, затем откройте и расслабьте глаза.

Во время чтения делайте перерывы через каждые 30-60 минут. Книги должны быть с широкими полями, чтобы ваши глаза меньше уставали.

Упражнение 3.3. Сверху вниз

Это упражнение необходимо для тренировки зрения. Чтобы вы смогли читать по диагонали и сверху вниз, а не построчно, начните тренировку с простых упражнений. Возьмите газету или журнал и постарайтесь прочитать узкие колонки сверху вниз, но не двигать глазами слева направо. Также для этого можно использовать небольшие стихотворения без глубокой смысловой нагрузки, чтобы не отвлекаться на восприятие материала.

Когда вы почувствуете, что можете читать вертикально и без проговаривания, увеличивайте объемы материала. Например, можно использовать широкие колонки или книги с узкими страницами. Со временем вы почувствуете, что читать вертикально или по диагонали несложно, а этот процесс позволяет сэкономить время.

Урок 4. Развитие скорочтения: скорочтение и управление информацией

как научиться быстро читать

Предыдущие упражнения помогают ускорить процесс чтения и избавиться от артикуляции, но подходя к четвертому этапу, многие замечали, что ухудшается восприятие и запоминание прочитанной информации. Это естественное явление, ведь при скорочтении в мозг в течение короткого времени попадает большое количество информации, которую нужно обработать. Справиться с этим не так просто, но существуют упражнения, которые научат вас управлять получаемой информацией.

Упражнение 4.1. Абзацы

При развитии скорочтения ориентируйтесь на особенности оформления письменной речи. Например, одна из единиц текста – абзац. Его цель – раскрыть определенную мысль. Когда это произошло, начинается новый абзац. При скорочтении обязательно учитывайте эту информацию и ориентируйтесь на абзацы. Если у вас уже получается целостно воспринимать информацию небольших абзацев, то можно переходить к чтению книг. Старайтесь понимать смысл каждого абзаца, не читая его, а охватывая взглядом. Посмотрите на целый абзац и определите его основную мысль. Как это сделать? Вспомните таблицы Шульте, где нужно было находить числа по порядку. Но если там информация находится в хаотичном порядке, то здесь все более-менее понятно. Постановка проблемы обычно находится в начале абзаца, а ее решение располагается в конце. Практически все авторы соблюдают эти правила, хотя помните, что могут быть и исключения.

Упражнение 4.2. Восстановление пробелов

Это еще одно упражнение, помогающее найти необходимую информацию при скорочтении. Чтобы его выполнить, приготовьте две полоски бумаги. Закройте ими первые и последние буквы строк на странице. Даже если вы не можете понять, что именно закрыто, сконцентрируйтесь и определите основной смысл. Как только вы сможете легко воспринимать информацию, закрывайте больше текста и увеличивайте скорость чтения. Это упражнение нужно выполнять до тех пор, пока не начнете хорошо понимать основной смысл прочитанного.

Урок 5. Развитие скорочтения: работа с памятью

Развитие памяти для чтения

Последний этап для освоений навыков скорочтения – работа с памятью. Нужно научиться запоминать прочитанную информацию надолго. Многие видели легендарный фильм «Человек Дождя» про двух братьев, один из которых страдает аутизмом. В главных ролях играют Том Круз и Дастин Хофман. Героя Дастина Хофмана зовут Реймонд, он – аутист, у него феноменальная память. Но, оказывается, у Реймонда есть реальный прототип – Ким Пик. Этот человек мог одновременно прочитать два разворота книги и воспроизвести всю информацию дословно. Для прочтения двух страниц ему было достаточно 8-10 секунд. Несмотря на строение головного мозга Пика и дара, которым его наделила природа, он не родился с умением читать, он его приобрел в течение жизни. А чтобы читать несколько разворотов книги и запоминать большие объемы информации, ему все равно пришлось многому учиться.

Дастин Хоффман и Том Круз в фильме "Человек Дождя"

Дастин Хоффман и Том Круз в фильме «Человек Дождя»

Если вы решили овладеть навыками скорочтения, то нужно обязательно тренировать память. Без этого даже если вы и научитесь быстро читать, не сможете запоминать даже малую часть информации. В этом случае процесс чтения теряет всякий смысл. Вы можете записаться на платные курсы, где специалисты учат быстро и эффективно запоминать прочитанный текст, но не обязательно тратить деньги. Лучше самостоятельно тренироваться, соблюдая рекомендации и выполняя несложные упражнения для улучшения памяти при скорочтении.

Условно можно разделить работу памяти при быстром чтении на два этапа:

  • Краткосрочное запоминание прочитанного материала. То, что вы прочитали, держится в памяти недолгое время. Если информацию нужно удержать в памяти несколько часов или 1-2 дня, то краткосрочная память в этом поможет.
  • Долговременное запоминание читаемого. У большинства возникает проблема: сразу после прочтения материал запоминается хорошо, но проходит время, обычно один-два дня, и большая часть прочитанного забывается, ее уже невозможно вспомнить и воспроизвести.
  1. Удержание прочитанного во внимании

Ранее уже упоминалось, что интересная книга, доставившая удовольствие, читается быстрее скучного учебника, а ее содержимое и ваши эмоции остаются в памяти надолго. Эту истину не нужно никому доказывать, но почему же содержание одной книги мы помним всю жизнь, а второй забываем уже через несколько дней? Этому способствует несколько свойств, которые возникают во время чтения интересной книги:

    • Эмоциональность. Многие точно вспомнят содержание нескольких книг, которые вызвали сильные эмоции. Особенно яркие моменты остаются в памяти на всю жизнь. Эмоции, которые вызывает прочитанное, помогают запомнить смысл всей книги, некоторые фразы или факты человек может воспроизвести дословно.
    • Визуализация.Если для вас сюжет книги действительно интересен, вы не замечаете, как погружаетесь в смысл читаемого, обращаете внимание не на текст, а на содержание. Сознание создает зрительные образы, в процесс вовлекаются и другие органы. Происходит визуализация текста, у него появляется звучание, а иногда он может ассоциироваться с обонятельными и вкусовыми реакциями организма. Если во время чтения вы смогли подключить к процессу разные органы чувств, то текст запомнится надолго, а при его дальнейшем воспроизведении мозг будет опираться и на чувственные ассоциации. Чем больше факторов подключается в процессе чтения, тем легче в дальнейшем воспроизводить текст.

      Чтобы улучшить запоминание текста, можно воспользоваться теми же упражнениями, с помощью которых тренируется внимание при чтении.

  1. Долговременное запоминание

Но какие бы органы чувств вы не подключали во время чтения, для долговременного запоминания этого недостаточно. Ученые доказали, что самый надежный способ – многократное повторение. Конечно, визуализация и осмысление прочитанного тоже поможет. Но важно не только количество повторов, но и интервалы между ними. Психолог-экспериментатор Герман Эббингауз в 19 веке определил «кривую забывания», которую также называют «кривой Эббингауза». Она демонстрирует, как происходит процесс забывания прочитанного материала.

krivaya-zabyvaniya-ebbingauza-1

И совсем по-другому выглядит «кривая забывания» при повторениях:

krivaya-zabyvaniya-ebbingauza-2

Запоминать материал можно двумя способами:

  1. Если для этого есть только два дня, то время на повторения следующее:
    • первое – сразу же после прочтения;
    • второе – через 20 минут;
    • третье – через 8 часов после второго повторения;
    • четвертое – через 24 часа после третьего;
  2. Но если время на запоминание не ограничено, а вы хотите, чтобы информация в вашем сознании хранилась долго, лучше использовать другую схему повторений:
    • первое – сразу после чтения;
    • второе – через 30 минут после первого;
    • третье – на следующий день;
    • четвертое – через 2-3 недели после третьего;
    • пятое – через 2-3 месяца после четвертого;

Повторяйте важные тексты хотя бы два раза, и вы запомните их практически навсегда!

С помощью навыков скорочтения можно в течение короткого времени прочитать и запомнить значительный объем материала. Но чтобы научиться быстро читать, нужно тренировать внимание, научиться подавлять артикуляцию, работать над зрительными навыками, управлять информацией и развивать память. Помните, что развитие скорочтения без внимательности и памяти – пустая трата времени. Но если выполнять все упражнения и рекомендации, можно научиться не только скорочтению, но и не теряться в огромном информационном пространстве нынешнего мира.

БОНУС к статье: Как заводить, поддерживать и монетизировать полезные знакомства – узнайте в бесплатном видеокурсе по деловой коммуникации здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь на новые!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.