Легко ли Вас понимать?

ne-ponimau

Коммуникация – это то, что, по моему убеждению, является одной из самых больших проблем как у маленьких проектов, так и в больших организациях.

Нам всем кажется что уж что-что, а общаться мы умеем. Знаем, учились, книжки читали, практикуем активно, карьеры строим, инвестиции привлекаем.

Каждый день по работе и не по работе я сталкиваюсь с тем, что люди друг друга «не слышат», не поняли или поняли, но не так и не то. Ладно, если общение происходит на неродном языке или в другой культуре, но когда на русском и с русскоязычными, тут уже списывать на культурные коды и ментальные различия не получается.

Почему так происходит?

Причин множество: от банальной усталости и как следствие невнимательности, до субъективного восприятия информации конкретного человека в конкретный момент времени – впрочем, оставим это психологам и другим специалистам. Пока 5 практических правил, соблюдая которым вы по крайней мере скажете «Я сделал все что мог», чтобы быть понятым. Пишу скорее для себя, чтобы не забыть, но вдруг вам тоже актуально.

1. Переспросите, если что-то непонятно

Часто вижу, как вспыхивают конфликты на почве непонимания и плохой коммуникации. Отчего потом коммуникация становится еще хуже. Например, вы – молодец, все подробно расписали и рассказали, отправили инструкцию подробную как и что, а в итоге получили совсем другое. Просили картошки килограмм, а вам приносят тостер. Нормальная ситуация, просто человеческий фактор. Поэтому уточните, переспросите, пока не поймете, что было «до» и что предполагается «после» вашего действия. Простой и вежливый вопрос, который начинается со слов «Правильно ли я вас понял» и далее пересказ, — что важно, своими словами, а не copy paste — того, что вы услышали или прочли в письме – это залог того, что вы раньше обнаружите, если что-то пошло не так. И неважно, коллега вас попросил, или начальник, или подчиненный или друг. Как говорил один мой бывший коллега: «И снова задача сделана без прохождения через чей-либо мозг». Мы все перегружены информацией, это нужно учитывать.

2. Очевидное неочевидно

Сообщая что-то другому человеку, мы часто опускаем контекст и важные детали, считая что «это очевидно». Хорошо, если другой окажется догадливым и докопается до сути (смотри первый пункт), а если нет? Конечно, степень введения в курс дела зависит от того, как давно вы знаете человека и как давно успешно общаетесь, «на волне» ли вы, но даже со старыми знакомыми возникают проблемы из-за «очевидных вещей». Как это исправить? Легко, — просто помнить, что если что-то очевидно, то только вам.

молчание

3. Не молчите, если задело или не согласны.

Бывает так, что вам что-то сказали или попросили или поручили, вы кивнули и вроде как согласны, а внутри небо затянуло тучами и уже слышны раскаты грома. Далее вы смиренно и без лишних эмоций приступаете к выполнению задачи и с каждым шагом понимаете, что «так продолжаться не может» и что «босс совсем уже ничего не понимает», что «вас не ценят» и т.д. В таком случае даже если коммуникация продолжится, она вряд ли получится позитивной. Так вот если в самом начале спокойно сообщить о своих сомнениях или позиции по вопросу также можно сэкономить много сил и времени на что-то более полезное. Почему-то мы часто об этом забываем.

4. Обозначайте свои ожидания.

Не важно, даете ли вы поручения или же вас о чем-то просят, всегда говорите о своих ожиданиях. О временных рамках, в которые нужно уложиться, вознаграждении за выполненную работу или других важных для вас моментах. Чтобы потом не возникало проблем с «почему так долго? Надо было еще вчера» и обид «я сделал, а мне не заплатили/не похвалили/не….». Всегда обговаривайте свои ожидания до, чтобы не расплачиваться за ошибки в коммуникации после.

признавать ошибки

5. Признавайте ошибки.

Даже профессионалы своего дела могут совершать ошибки и не знать каких-либо аспектов любимого дела. Если вы не сильны в чем-то или не знаете фактов, а может, просто забыли или перепутали, не спорьте и не стойте «до конца» на своем. Не стоит всегда доказывать свою правоту и дискутировать с собеседником на те темы, в которых вы не уверены. Остановитесь. Выдохните. И подумайте над тем, чего будет стоить ваша, так называемая победа и куда приведет такая коммуникация? Иногда самый простой способ спасти коммуникацию (и отношения) — признать свою ошибку. Так просто. Почему мы так часто этого не понимаем?

Это лишь некоторые принципы, соблюдение которых избавит вас от неприятных моментов и ошибок в общении и в бизнесе. В целом, нужно помнить, что не существует точных правил в коммуникации с людьми и не всегда все «работает» так, как нам хочется. Поэтому будем открытыми к изменениям, перестаем не договаривать и учимся слушать.

 

Мария Гурова

Основатель PAM Travel – организация мероприятий и путешествий по Аргентине


Поделиться с друзьями


comments powered by HyperComments