Коллега коллеге друг? Зачем помогать другим

коллеги взаимопомощь

Не совсем понятный момент в деловых отношениях – бескорыстная помощь. Нашим мамам-папам было проще. Они знали, что человек человеку помогать должен, что это хорошо и правильно. Так их воспитали, коллективистов и идеалистов. В мире индивидуалистов, «заточенных» на достижение личного успеха, помощь стала если не атавизмом-рудиментом, то очень неоднозначным явлением.

Помогать другим — ЗА и ПРОТИВ

Помогать хорошо или помогать глупо и нерационально. Сейчас будем бросать аргументы на обе чаши весов. Начнем с первой – той, куда будем складывать аргументы «за» бескорыстную помощь.

Первый «белый камень»: я – хороший!

Бесплатный сеанс психотерапии и повышения самооценки хотите? Ну, так помогите коллеге! Сразу же ощутите себя таким важным, значимым и нужным – ну, просто бальзам на сердце. Такие эмоции время от времени надо подкидывать в топку своего эго. Коллега, кстати, тоже получит психотерапевтический эффект. О нём позаботились, он не один в этом огромном равнодушном мире, где только что каждый был сам за себя. В результате вы оба получили по плюсику в ваш эмоциональный фон, а это повысило вашу эффективность.

Благодать от бескорыстной помощи другому снисходит даже на закоренелых эгоистов и мизантропов, считающих себя выше других. И это вполне логично: если ты помог, то ты не только большой и добрый, а еще и более умный, более опытный, более знающий, более квалифицированный и так далее. Ты и лучше, и выше. Полное удовлетворение.

Второй «белый камень»: бескорыстная помощь может принести материальные блага!

Может-может! Кроме чувства морального удовлетворения от собственной «пушистости и белизны» бескорыстная, своевременная и действенная помощь, оказанная за рамками ваших прямых обязанностей, иногда оказывается щедро вознаграждена. Особенно, если это помощь не просто коллеге, а вашему руководителю. И разумеется, если время и силы, потраченные на то, чтобы её оказать, не сбили градус выполнения ваших непосредственных обязанностей. По негласным законам делового мира, после двух-трех таких эпизодов вы имеете полное моральное право просить о материальном вознаграждении вашего бескорыстия. Дополнительные бонусы, повышение зарплаты или продвижение в должности – почему бы нет? Даже если такой возможности у руководства сейчас нет, плюсик вам обеспечен будет хотя бы в том, что в списках на увольнение или сокращение вас передвинут в самый хвост и будут считать более авторитетным и ценным сотрудником.

Кстати, если вы в компании на испытательном сроке, то несколько эпизодов бескорыстной помощи коллегам могут стать аргументов в вашу пользу, когда придет время решать, прошли ли вы его, а иногда даже существенно сократить этот срок или позволить вам перепрыгнуть через пару ступенек служебной лестницы.

Третий «белый камень»: опыт плечи не оттянет!

Руководство не собирается двигать вашу карьеру или выписывать премии несмотря на то, что вы милый, белый, пушистый и полны энтузиазма помогать коллегам? Ну и ладно. У вас останется кое-что не менее ценное – опыт, новые знания. Помогая, вы скорее всего приобретете новые навыки или отточите до автоматизма уже имеющиеся. Чем это плохо? Опыт, как говорится, не придется носить за плечами, а применить его вы с успехом сможете и на этом, и на любом другом месте работы.

Белые камешки закончились, берём чёрные, то есть аргументы «против» бескорыстной помощи и начинаем бросать их на вторую чашу весов. Чёрных камешков у нас только два, но вот не окажутся ли они более весомыми, чем три белых, решать каждому для себя.

Первый «чёрный камень»: руководство любит экономить на бескорыстных.

Сотрудники, которые бескорыстно помогают друг другу, для руководства в конечном счете очень выгодны. Ведь большой кусок работы делается как бы сам собой и совершенно безвозмездно. Поэтому не всякий начальник поспешит отмечать и поощрять подчиненного-альтруиста, который помогает коллегам. Многие предпочтут сделать вид, что ничего особенного не происходит и вы «шустрите», помогая другим, вовсе не потому, что такой опытный, добрый и положительный, а от того, что осчастливлены возможностью работать в такой замечательной компании.

Если вас такой статус не устраивает, дайте понять руководителю, что вас следовало бы ценить несколько больше. Только сделайте это тонко и дипломатично. Впрочем, можете оставить всё как есть и помогать коллегам, испытывая то самое чувство морального удовлетворения и регулярно подпитывая свою самооценку.

Второй «черный камень»: кто везёт, на том и едут.

Неблагодарным и наглым быть удобно. Вы можете это почувствовать на собственном опыте, когда, несколько раз оказав помощь коллеге, вдруг обнаружите его сидящим у себя на шее и радостно болтающим ножками. Ваша добрая воля и бескорыстное желание помочь в восприятии тех, кому вы помогаете, каким-то непостижимым образом трансформируются в новые обязанности, которые, по их мнению, вы должны выполнять по умолчанию. Причем, часть ваших коллег будет в это искренне верить, а другая часть попытается сознательно вами манипулировать. Если не обращать на это внимание, вы можете превратиться в гротескную фигуру, например, начальника отдела, который выносит мусор, протирает стол своего зама и отправляет факсы вместо своей секретарши. «Я не умею», «я не знаю, как», «у меня совсем нет времени», «у тебя это получается совершенно гениально» — с этими формулировками вас скоро начнут доставать не только в рабочее, но и в ваше личное время.

Тех, кто искренне уверовал в вашу вездесущность и постоянную готовность помочь, разубеждать в этом надо позитивно и с юмором, иначе люди могут обидеться. Поэтому лучше с первых же дней, соглашаясь помочь, корректно давать понять людям, что то, что вы для них делаете, не входит в ваши обязанности. До манипуляторов же лучше донести информацию о том, что в чьи служебные обязанности входит, через вышестоящее начальство. На ваши разъяснения они, скорее всего, просто не отреагируют.

И еще пару нюансов: если вы будете ждать, что человек, которому вы помогли, обязан помочь и вам, скорее всего, вас ждет разочарование. Поэтому не делайте зарубки и не рассчитывайте на соответствующее количество поддержки и помощи в будущем. Бросайте ваше добро в воду, как советовали древние. Если вернется – прекрасно, нет – так тому и быть. Разберитесь в себе. Если потребность помогать – ваша изначальная потребность, просто помогайте коллегам и не думайте о бонусах. Если же вы целенаправленно развернули «кампанию помощи» в надежде на то, что руководство заметит вас и осыплет бонусами, применяйте вышеописанную тактику – напоминайте о себе, просите прибавок.

Максим Чернов


Поделиться с друзьями


comments powered by HyperComments