Как достойно принимать комплименты

комплименты делать

Вы дарите кому-нибудь подарок, человек с нетерпением разрывает упаковочную бумагу и приподнимает крышку коробки. Но стоит ему вытащить сам подарок и рассмотреть его хорошенько, улыбка медленно сходит с его лица. «Знаешь, эти часы не для меня. Вот, лучше забери обратно».

Брр. Такое поведение настолько ненормально, что, возможно, вы никогда так не поступали и не видели никого, кто бы это делал. И все же большинство из нас регулярно ведет себя сходным образом, когда принимает подарки другого рода – комплименты.

Как научиться принимать комплименты

Несмотря на то, что нам всем стоило бы говорить больше комплиментов, многим это дается нелегко. Но изящно принимать комплименты – не меньший вызов. Нам хочется их слышать, и так приятно, когда нам их говорят, но если это происходит на самом деле, мы неуклюже мямлим и все портим. Вместо того, чтобы принять комплимент с удовольствием и благодарностью, мы стараемся принизить, отвергнуть, уменьшить его значимость и ценность.

Научиться правильно принимать комплименты довольно просто (хотя настоящее изменение вашего поведения потребует большего времени). Вам просто следует понять то, 1) как вы отделываетесь от комплиментов, 2) почему вам трудно просто принять их 3) как и почему вы можете просто принять и оценить похвалу других в ваш адрес.

10 способов отклонить комплимент

Социолингвисты делят ответы на комплименты на три основных категории: принятие, избегание и отказ. Эти категории представлены в виде спектра, большинство людей чувствует себя некомфортно в любой крайней точке, потому что полный отказ кажется грубостью, а полное принятие – тщеславием. Следовательно, мы ищем безопасную зону посередине, выбирая избегание и уклонение, которое выхолащивает и ослабляет комплимент, как будто бы он – горячая картошка, которую нужно кому-нибудь перебросить, как только она оказывается у нас в руках.

В книге «Пособие по уверенности в себе» Рэнди Патерсон составил список различных способов увернуться или отказаться от комплимента. Я добавил к нему несколько новых, которые почерпнул из личных наблюдений.

1. Игнорирование

Принимающий игнорирует комплимент, или потому что не слышит, или потому что не осознает, что его хвалят.
Комплимент: “Ты так круто сегодня играл, был по всему корту одновременно».
Ответ: “Да, очень пить хочется. Давай остановимся, купим бутылку Gatorade по пути домой”.

2. Отвержение

Принимающий с ходу отвергает комплимент.
Комплимент : “Вы сегодня отлично звучали”.
Ответ: “О да.. Играл отвратительно”.

3. Спор

Получатель комплимента начинает спорить по поводу того, заслужена ли похвала.
Комплимент: “То, что ты сказал на занятии – это действительно потрясающая и глубокая мысль”.
Ответ: “Да ну, все, кто прочитал предыдущие случаи, пришли бы к такому же выводу”.

4. Самоуничижение

Получатель нивелирует комплимент, высказываясь самоуничижительно.
Комплимент: “Какая изящная шляпка”.
Ответ: “Мне просто было нужно что-то, чтобы отвлечь внимание от моей жуткой физиономии”

5. Сомнения

Получатель ставит под сомнение суждение, вкус и т.д. того, кто делает комплимент.
Комплимент: “Твоя фотография абсолютно лучший экспонат из того, что тут есть”.
Ответ: “Ты шутишь? Видимо, ты посещал не слишком много выставок…”

6. «Сужение»

Получатель ограничивает комплимент более узкой областью.
Комплимент: “Ты сегодня выглядишь сногсшибательно”.
Ответ: “С этим галстуком любой костюм хорошо смотрится”.

7. Бумеранг

В ответ на комплимент, получатель выдает встречный.
Комплимент: “Классные усики!”
Ответ: “Да ты посмотри, какая у тебя борода, настоящий мужик!”

8. Подтверждение

Получателю трудно принять комплимент, и он начинает требовать подтверждений.
Комплимент: “Ваша речь была очень убедительной”.
Ответ: “Вы и правда так думаете? Мне показалось, я как-то «плавал».”

9. Обесценивание

Получатель выдвигает предположение, что то, что хвалит собеседник, на самом деле было хуже, чем тот считает.
Комплимент: “Какой милый свитер.”
Ответ: “Он такой старый, я его еще в колледже носил”

10. Перевод стрелок

Получатель переносит похвалу на других.
Комплимент: “Это был самый лучший танец в жизни”
Ответ: “Это все Джилл, это исключительно ее заслуга”

комплименты принимать

Почему мы избегаем комплиментов

Патерсон предлагает следующие причины того, почему людям так сложно полностью принять комплимент, и я опять же добавил к ним пару своих идей.

Страх показаться тщеславным

Это самая распространенная причина того, почему люди стремятся уклониться от комплимента. Они боятся, что если согласятся с чужой похвалой, получится, что они хвалят сами себя, будто какие воображалы.

Стремление восстановить “равновесие”

Поскольку комплимент – это хороший поступок, вы чувствуете психологическую потребность уравновесить ситуацию, и или отвергаете похвалу, уходя от комплимента, или быстро говорите свой.

Желание “не быть обязанным”

Дело в беспокойстве, что если кто-то делает для нас нечто хорошее, например, говорит комплимент, мы становимся ему «обязаны», и теперь должны сделать в ответ что-то не менее хорошее.

Низкая самооценка

Если кто-то говорит о нас что-то хорошее, во что мы сами не верим, первой реакцией будет отрицание и недоверие. Вы не можете интегрировать положительное видение вас человеком, который говорит комплимент, с вашим негативным, так что автоматически начинаете искать способ доказать ошибочность суждения – будто бы он пропустил ошибки, которые вы сделали или вообще не способен оценить происходящее.

Поиск тайных мотивов

Вы можете отвергнуть чью-то похвалу, если подозреваете, что они просто пытаются вам польстить и умаслить по какой-то причине. Это подозрение может быть оправданным, а может и происходить просто из циничного мировоззрения и быть связанным с проблемой доверия.

Желание казаться еще лучше

Иногда людям кажется, что скромность – это способ показаться еще лучше. Например, Боб хвалит Джейка за отличную презентацию, и Джейк который потратил множество часов на то, чтобы ее подготовить, отвечает: «А, ну это я так, набросал на досуге». И теперь Боб думает: «Вау, если это то, что он набросал на коленке, что же было бы, если бы он действительно постарался!» И наоборот, кто-то может стремиться добавить скромность в список качеств, за которые его хвалят. Например, Майк говорит Энди: «Я высоко ценю ту тщательность, с которой вы подготовили этот отчет», а Энди в ответ: «Я просто делал свою работу». И теперь Майк считает, что Энди – не просто хороший работник, но и скромен до мозга костей.

Почему вы должны любезно и полностью принимать комплименты

Социолингвисты обнаружили, что американцы отвечают на комплименты, отделываясь 2-3 брошенными словами. И хотя такой ответ может быть широко распространенным, это ни умно, ни вежливо. Вот область, в которой вы действительно должны попробовать разорвать шаблоны мейнстрима. Почему?

Отрицание и уклончивость обижают хвалящего

Когда кто-то говорит вам комплимент, это потому, что он/она заметили в вас какое-то качество, которое показалось им достойным похвалы. Когда вы начинаете уходить или отрицать то, чем они восхищаются, вы просто с ними спорите, вы даете понять, что они не могут выносить суждения в этом вопросе, что они не понимают, о чем говорят. На добрые слова они получают обидный ответ.

Отрицание и уклончивость ставят хвалящего в неловкое положение

Когда мы начинаем «уворачиваться» от комплимента, потому что он нас смущает, мы просто передаем это чувство дискомфорта другому человеку. Мы не просто его обижаем, но, как утверждает Патерсон, «отвержение его комплимента заставляет человека чувствовать себя неловко, неудобно, глупо и разочарованно». И что теперь? У человека нет другого выхода, как начать уныло уверять нас в том, что он действительно так думает и т.д.
Проявите мужество, справьтесь с дискомфортом, вместо того, чтобы перебросить его обратно, как горячую картошку

Отрицание и уклончивость снижают вероятность того, что этот человек снова вас похвалит

Если вы постоянно отмахиваетесь от комплиментов, вам перестанут их говорить.

Отрицание и уклончивость уменьшает вашу ценность

Комплимент показывает, что кто-то видит в вас нечто ценное. Когда вы начинаете с этим спорить, вы утверждаете, что либо не обладаете качествами, которые человек в вас увидел, либо, что вы настолько неуверенны в себе, что не видите или не хотите признать, что они у вас есть. В любом случае, это уменьшает вашу ценность в глазах других. Это делает вас непривлекательным для противоположного пола. Также вряд ли это впечатлит вашего работодателя. Если вы будете постоянно говорить вашему боссу, что тот-то и тот-то на самом деле привели проект к успеху, не ждите повышения, и вообще, зачем вы нужны в таком случае?

Вы теряете то приятное ощущение, возникающее после комплимента

Получить комплимент – очень приятно. Но если вы отрицаете и избегаете его, вместо того, чтобы принять, вы лишаете себя потрясающих ощущений, и ваша самооценка не повышается.

«Комплимент-бумеранг» обычно неискренен

Вам может казаться, что если вы всегда будете отвечать комплиментом на комплимент, то покажетесь вежливым человеком, но это не так. Встречный комплимент демонстрирует, что вместо того, чтобы слушать и впитывать чью-то похвалу, вы были заняты придумыванием своей. И поскольку люди знают, что это происходит непроизвольно, и служит для избавления вас от чувства неловкости — они не поверят в искренность ваших слов. Намного лучше, если вы сделаете им комплимент в другой, более подходящий момент, чтобы он был спонтанным и аутентичным, а не вымученным. Конечно, у этого правила есть исключения (см. ниже).

принимать комплименты

Как принимать комплименты

Первый шаг – забыть о ложной скромности и об избегании комплиментов. Помните, полное принятие комплиментов не означает, что вы тщеславны. Вы же не сами придумали эту похвалу, а кто-то другой! Вы просто подтверждаете оценку другого человека и, еще раз, намного вежливее принять и оценить его суждение, чем спорить с ним.

Второе – это нормально – позволить себе гордиться чем-то, что вы делаете хорошо. Немножко гордости не обязательно означает, что у вас раздутое самомнение – просто честное признание того, что вы сделали. Вполне возможно оставаться скромным, но при этом благодарным и любезным.

Так как же лучше всего отвечать на комплимент? Приготовились… «Спасибо». Нет такой ситуации, в которой было бы неуместно простое «спасибо».

Конечно, иногда лучше и комфортнее как-то продолжить ваше «спасибо» — усилить его, объяснив, как много этот комплимент значит для вас.

Подходящие слова после “Спасибо”:

•  “Мне было очень приятно.” “Я рад, что все так хорошо получилось.” Если вам некомфортно ограничиваться просто «спасибо», попробуйте нейтральное продолжение.

•  “Без участия Джейсона ничего бы не получилось.” Выдавая автоматический ответ, когда вы отрицаете свою значимость и переносите похвалу на других – это притворная скромность. Но если другие действительно ее заслуживают, вполне уместно упомянуть их, после того, как вы примете комплимент, предназначенный вам..

•  “Рад, что мне удалось помочь.” Это хорошая альтернатива фразе «Я просто делал сою работу». Возможно, вы и правда лишь выполняли свою работу, но не стоит давать резкий отпор и отталкивать тех, кто хочет выразить свое восхищение вами. Вместо этого, поблагодарите, а затем скажите, что были рады принести пользу.

•  “Знаете, вы тоже отлично сегодня сыграли, здорово!” Комплимент-бумеранг такого типа будет вполне уместен, если он сказан от чистого сердца – то есть если бы вы и так похвалили человека – и особенно в случаях, когда скорее всего, вы больше не встретитесь с собеседником (например, на соревнованиях). Просто убедитесь, что вы скажете встречный комплимент только после того, как полностью примете тот, что адресован вам.

Если комплимент особенно приятен или важен для вас, будет прекрасно, если вы продолжите ваше «спасибо» словами, которые выразят то, что вы чувствуете, то, почему вы так цените эту похвалу:

•  “Это так много для меня значит.”

•  “Я так ценю, что вы это заметили. Раньше мне никто такого не говорил.”

•  “Я чувствовал себя подавленным, а теперь вы дали мне стимул двигаться дальше.”

А теперь – вперед – говорите комплименты другим и достойно принимайте те, что предназначены вам!

Максим Чернов


Поделиться с друзьями


comments powered by HyperComments