Успешный рассказчик: 7 правил

сторителлинг

Если хотите узнать, насколько вы хороши как оратор, попробуйте рассказать ребёнку сказку на ночь. Если вы внезапно обнаружите себя рассказывающим уже седьмую историю, а ваших маленьких слушателей – вцепившимися в ваши рукава и не желающими вас отпускать, поздравьте себя с успехом. Дети естественным образом поддаются обаянию хорошего рассказчика и готовы слушать его бесконечно.

Джей Ди Шрам, лектор по организационному поведению, преподающий в школе бизнеса в Стэнфорде, не устаёт удивляться тому, как слушают его крестники Ной и Анна. Когда Джей проводит с ними время, дети просто выпрашивают истории одну за другой и, кажется, их юные головки готовы вместить бесконечное количество сказок. «Человек изначально устроен так, что хороших рассказчиков ему просто нравится слушать» – делает вывод господин Ди Шрам.

И если некоторые качества и предпочтения, естественные для детей, мы теряем, повзрослев, то вкус к хорошим историям, рассказанным прекрасным ораторомостается с нами на всю жизнь. Вот только «истории» эти обретают «специализацию». Выступать на презентации или преподносить информацию партнерам на бизнес-встрече – совсем не то, что рассказывать сказки восхищенным малышам. Джей Ди Шрам разработал семь правил успешного рассказчика, рассчитанные именно на эти ситуации и именно на бизнес-аудиторию.

Нет – предисловиям!

Пусть ваш удивлённый слушатель сразу окажется в эпицентре событий. Не нужно «пилить опилки», объясняя аудитории, что вы собираетесь нечто рассказать или поделиться опытом. Если уж вы стоите перед аудиторией, то само собой разумеется, что слушателей ждет рассказ. Если уж вас собрались послушать, то естественно, от вас ждут новой информации или уникального опыта. Начните с главного! Дайте слушателю понять, что процесс получения информации от вас станет для него увлекательнейшим удовольствием и полезнейшим опытом, завладейте его вниманием с первых секунд выступления.

Первое и последнее слово выбирайте особенно тщательно

Первые слова – ваш единственный шанс произвести на слушателя хорошее первое впечатление. Если вы ошиблись в первых словах, то второй раз первое впечатление произвести у вас уже не получится. Эффектная концовка важна не меньше. Вы можете не заучивать весь ваш доклад или выступление наизусть, можете импровизировать практически в любой его части, но первые и последние слова просто обязаны выбрать с ювелирной точностью и заучить досконально. Именно так поступают все великие ораторы и признанные лидеры.

Оптимизируйте детали!

Количество деталей в вашем рассказе должно быть оптимальным. Не больше того, что нужно, но и не меньше. Перенасытив вашу историю деталями, вы можете сбиться, запутаться, а слушатели – потерять нить повествования или, что совсем плохо, заскучать. Если же недодать слушателю деталей, они могут просто не понять, о чём вы пытаетесь с ними разговаривать либо не смогут спроецировать вашу историю на свой собственный опыт и, соответственно, прочувствовать полезность вашей информации лично для них.

Интересно, но образец оптимального применения деталей – сказка «Три медведя». Здесь их в самый раз для понимания ситуации, но они не уводят слушателя в сторону от повествования. Упражнение на оптимизацию деталей: найдите среди ваших знакомых несколько человек, подходящих по статусу, характеру и другим характеристикам на тех, перед кем вы собираетесь выступать и опробуйте свою историю на них. Воспользуйтесь обратной связью: пусть друзья помогут вам убрать лишние детали и дополнить недостающие.

Один человек – одна мысль!

Этот постулат означает вовсе не точто одному оратору целесообразно продвигать всего лишь одну мысль, а то, что рассказчику желательно разговаривать с каждым из присутствующих в отдельности. Как это сделать, если перед вами не один слушатель, а целая аудитория? Каждые 47 секунд сосредотачивайтесь на каком-либо одном человеке, постоянно меняя этот «фокус». Один человек – одна фраза, одна мысль. Это позволит установить связь с каждым из слушателей, не «размазать» контакт по всей аудитории. Очень важно, чтобы с человеком, на котором на эти несколько секунд сосредоточено ваше внимание, вы встретились глазами.

Не игнорируйте силу поэзии!

Слов меньше – смысла больше. Именно поэзия, концентрированная образность, которую она приносит в повествование, поможет вам насытить ваш рассказ смыслом и сделать его многомерным, многоплановым. Представьте себе, что один фермер возит зерно на обыкновенном грузовике, а у другого грузовик – волшебный, перевозящий раз в семь больше груза. Что получает владелец волшебного грузовика? Уменьшаются: расход топлива, затраты времени, затраты труда и так далее. Увеличиваются: скорость работы, количество свободного времени и в конечном итоге прибыль.

Поэзия и есть тот самый волшебный грузовик, который поможет вывезти ваше выступление на новый уровень. Всего несколько слов, тщательно подобранных и правильно скомпонованных, неожиданно раскрывают перед аудиторией глубинные смыслы и могут оказаться на порядок эффективнее, чем выстроенные обычным путем фразы.

Тишина – друг оратора

Никогда не стремитесь заполнить словами каждую секунду отведенного вам для выступления времени. Тишина – это такой же, а порой и более мощный, инструмент оратора, как и слово, интонация, тембр голоса. Правильно расставленные паузы – это акценты, это влияние, это управление вниманием слушателей.

Представьте, что вы композитор. В партитуре вашей симфонии обязательно есть значки, обозначающие паузы. Молчание – такая же часть музыки, как и звуки и такая же часть рассказа, какие слова. Умело расставляя островки молчания в потоке вашей речи, вы можете либо привлечь дополнительное внимание к тому, что только что было сказано, либо заранее акцентировать фразу, которая сейчас будет произнесена, либо дать слушателям возможность получше осмыслить сказанное вами.

Знайте свою аудиторию!

Уж если вам предстоит выступление, вы должны очень чётко представлять, перед какой аудиторией будете применять все свои таланты. Одна и та же информация различным категориям слушателей должна преподноситься по-разному, чтобы достичь наибольшей эффективности. Аудитория, цель, послание – три краеугольных камня, которые должны быть заложены в фундамент каждого выступления. Эта схема очень чётко проработана в книге «Guide to Presentations» (авторы – Линн Рассел и Мэри Мантер). Направить аудитории четкое послание, завоевать её и побудить к желаемым действиям – вот чего помогает добиться предварительное изучение контингента слушателей.

Как на практике выглядит эта стратегия семи принципов и применяют ли её в реальной жизни знаменитые ораторы? Да, применяют. Вот пара примеров.

Джеффри Клугер, известный писатель, рассказывая в телешоу о своей книге, применяет все семь: менее, чем за пять минут он рассказал две небольшие истории, оснастив их оптимальным количеством деталей. Описание, в частности, Овального кабинета американского президента было настолько ёмким (вот она, поэзия!), что слушатели с лёгкостью представили не только сам кабинет, но и всё происходящее в нём, о чём рассказал Клугер.

Идеальный образец «истории внутри презентации» продемонстрировал Марк Безос, выступивший на TED с «Уроком жизни от пожарника-добровольца». У Безоса было всего три минуты, но он успел рассказать потрясающую историю, ювелирно выделяя детали пожара и идеально подобрав последние слова выступления: «Спасите ботинки!». Речь в истории шла о человеке, который босиком стоял под дождём у своего пылающего дома.

История – это инструмент для убеждения, развлечения, обучения, влияния. Семь принципов наилучшего оформления ваших выступлений помогут вам не только передавать людям свои мысли, но и руководить ими.


Поделиться с друзьями


comments powered by HyperComments