Расскажите немного о себе

2016-05-05_23-21-37

Эта, по-видимому, безобидная просьба-приглашение, в действительности, является открытым вопросом. Но это та открытость, которая и делает вопрос настолько трудным. Какой из многих возможных ответов вам следует дать, что вы должны упомянуть и как много должны сказать?

«Расскажите немного о себе» – это просьба, которую вы получаете от профессора в первый день занятий, лидера новой группы, к которой вы присоединились в церкви, интервьюера при приёме на работу или человека, с которым вы встретились на вечеринке. Социальная ли это ситуация или профессиональная, нерешительный или путаный ответ действительно может завершить ваш диалог на неправильной ноте, препятствуя возникшей беседе и затрудняя первое впечатление о вас.

Сегодня мы поговорим о том, как дать эффективный и убедительный ответ, когда кто-то просит вас поведать немного о себе. Мы осветим, что сказать, когда этот вопрос возникает на собеседовании при приёме на работу, а также в социальных ситуациях, таких как первый день занятий.

Как отвечать на вопрос «Расскажите немного о себе» во время собеседования при приёме на работу

«Расскажите немного о себе» – один из самых обычных для интервьюера способов начать интервью. Он ломает лёд и придаёт толчок беседе. Но не убаюкивайте себя мыслью, что это всего лишь время для приятной болтовни – «официальное» интервью совершенно определённо уже началось. Большинство интервьюеров принимает решение о кандидате в течение первых пяти минут интервью, так что от того, как вы начнёте его, зависит многое. Предоставление уверенного, эффективного ответа на этот частый первый вопрос задаст тон для остальной части интервью.

Но открытость вопроса заставляет многих кандидатов споткнуться на первом шагу. Как далеко они должны углубляться в историю своей работы? Следует ли им говорить о своём образовании? Поделиться ли хронологией всех предыдущих мест работы или только основными фактами последнего? В этот момент замешательства и колебания из уст кандидата часто исходит сплошное мямленье.

Так давайте сначала поговорим о самых обычных вариантах этих нежелательных ответов и затем обсудим, как выстроить более эффективный ответ.

nu-davay-taya-rasskazhi-kak-ty-men_35371198_big_

Как НЕ отвечать

Антиответ. «Я не знаю, что вы хотите услышать от меня. Всё есть там, в моём резюме».

Этот ответ покажет вас чрезмерно буквальным, тупым, раздражительным и/или уклончивым человеком. Менеджер по персоналу не ждёт дословного перечисления того, что есть в вашем резюме; скорее запрос может быть интерпретирован так, как предлагает карьерный коуч Пэгги Макки: «Скажите мне то, что будет иметь значение для меня, поскольку я рассматриваю вас для этой работы». Интервьюеру нужен не список маркированных пунктов, но чтобы вы соединили эти пункты для него.

Хронологический монолог о вашем образовании и опыте работы. «В колледже я специализировался на бухгалтерском учёте и получил средний балл 3,7. Моя первая работа после выпуска была в компании X, где я работал… Затем, два года спустя, я перешёл в компанию Y, где моя роль включала… В последнее время, я работал в месте Z, где…»

У интервьюера вся эта информация есть перед ним в резюме, так что нет необходимости давать полный хронологический обзор ваших верительных грамот. Это утомительно, и он перестанет слушать вас.

Монолог о ваших собственных целях и интересе в работе. «Я всегда хотел быть инженером программного обеспечения и чувствую, что это, несомненно, работа моей мечты».

Для вас замечательно питать большие надежды насчёт работы, но менеджер по персоналу больше всего заинтересован в том, что вы можете сделать для него.

Чрезмерная откровенность. «Ну, я родился в Мейконе, штат Джорджия, но моя семья переехала в Питтсбург, когда мне было десять, и с тех пор я живу здесь. К настоящему времени я проработал в строительной отрасли четырнадцати лет. Я действительно любил свою последнюю работу, но потом прораб завёл роман с моей женой, и, конечно, он выставил меня. И теперь у меня нет ни работы, ни жены, и я просто стремлюсь начать всё сначала».

Интервьюер не ищет множества личных деталей вашей жизни – только придерживается основных фактов вашего опыта работы.

Неопределённое сверхрвение.«Я готов делать всё, что вам нужно».

Менеджер по персоналу хочет услышать подробности того, что вы привнесёте в компанию; детали скорее, чем общие места, вызовут последующие вопросы и дадут толчок беседе.

Как отвечать?

Потенциальные работодатели целенаправленно отбирают сотни резюме и могут провести интервью с дюжиной кандидатов. Через некоторое время все те парни в костюмах и девочки в юбках-карандаш превращаются в одно большое пятно из маркированных пунктов резюме, и менеджер по персоналу начнёт распределять людей по категориям и смешивать их. Ваша задача состоит в том, чтобы выбиться из общей массы с самого начала – как только они скажут: «Итак, расскажите мне немного о себе».

Вот как:

Отвечайте кратко. Ваш ответ должен длиться не дольше минуты. Немногим больше – и интервьюер начнёт терять интерес. Не повторяйтесь. Не распространяйтесь.

Поймите, что в этом отчёте вам не нужно говорить всё, что вы хотите, чтобы интервьюер знал о вас; скорее цель должна состоять в том, чтобы сказать то, что вызовет последующие вопросы в тех областях, которые позволят вам подробнее остановиться на ваших сильных сторонах.

Начните с краткой выжимки из вашей истории работы. Кратко суммируйте основные моменты вашего резюме.

— Я начал свой первый бизнес, когда мне было 19, я дипломированный специалист бизнесолледжа университета Оклахомы и был коммерческим директором Компании X в течение последних пяти лет.

Приведите конкретный пример пользы, которую вы могли бы принести работодателю. Какие у вас имеются уникальные навыки и опыт, выделяющие вас среди других кандидатов? Как ваши собственные цели соотносятся с целями потенциального работодателя? Как вы собираетесь приносить пользу компании и помогать ей достигать своих задач?

Менеджер по персоналу больше всего интересуется тем, что вы собираетесь привнести в компанию. Вам следовало уже потратить некоторое время на мозговой штурм потребностей потенциального работодателя и того, как/где они соотносятся с вашими собственным сильными сторонами. Вы захотите вставить эти «пары» в ваш ответ, предлагая конкретный пример времени, в течение которого вы использовали ваши навыки, чтобы решить проблему, сэкономить деньги или улучшить качество – то, что непосредственно пересекается с целями компании.

 — В компании X я помог внедрить три новых успешных продукта их линии и увеличивал продажи на 5% каждый год, что работал там. Я чувствую уверенность, что могу сделать то же самое для вашей компании.

Упоминайте моменты, которые указывают на положительные преимущественные качества. Вы не хотите хвастаться в своём ответе, но вы же хотите казаться ценным и уверенным. Один из способов идти этим путём – это упомянуть вещи, которые указывают на положительные преимущественные качества без проговаривания их в деталях. Например:

Я окончил колледж через три года (указывает на деловую этику),

Я был самым молодым человеком из всех коммерческих директоров. (указывает на компетентность, «несмотря на возраст»).

Упомяните что-нибудь, что у вас есть общего с интервьюером. Если вы в состоянии заранее разузнать о человеке, который будет брать у вас интервью, или заметить что-то в его офисе, общее с вами, упомяните это в своём ответе. Возможно, он учился в том же самом колледже, принадлежал к тому же самому братству или когда-то работал для той же самой компании, что и вы. Или, скажем, вы знаете, что он уроженец Техаса, и вы тоже. Хотя в своём ответе вы обычно не упоминаете тот факт, что росли в Техасе, вы захотите сказать это тому интервьюеру. Людям нравятся люди, похожие на них самих.

Придерживайтесь уместности. Уместность – олицетворение хорошего ответа. Одно то, что вы гордитесь чем-то, не означает, что это существенно для компании, для которой вы проходите собеседование.

расскажи о себе

Объединение всего этого

Основной принцип хорошего ответа на вопрос «Расскажите немного о себе» – охватить как можно большую сферу на таком маленьком пространстве. Вы не знаете, что вызовет интерес интервьюера, так что хотите включить в ответ как можно больше моментов, придающих направление беседе, сосредоточившись на вещах, которые продемонстрируют ваши сильные стороны и вызовут последующие вопросы, которые позволят вам раскрыть их подробнее. Это, по существу, краткая презентация, где то, что вы представляете – это вы сами.

Вот пример того, как можно объединить все вышеупомянутые пункты, чтобы сформулировать убедительный и эффективный ответ менеджеру по персоналу, который происходит из Техаса и ищет честолюбивого и инициативного человека, чтобы улучшить продажи своей компании:

«Я рос в Техасе и затем пересёк границу, чтобы стать студентом университета Талсы. Через три года я получил степень в бухгалтерском учёте, а на втором курсе также запустил свой собственный бизнес, который смог продать после того, как получил высшее образование. Я получил MBA в университете коммерческого колледжа Оклахомы и в то же время стажировался в компании Y. Я провёл последние пять лет, работая на компанию X, где был самым молодым человеком из всех коммерческих директоров. Я помог внедрить три новых успешных продукта их линии и увеличивал продажи на 5% каждый год, что работал там. Я чувствую уверенность, что смогу сделать то же самое для вашей компании».

Ответ сжатый, но охватывает большую область. Подумайте обо всех последующих многообещающих вопросах, которые интервьюер может теперь задать:

— О, вы из Техаса? Какой части?

— Какой бизнес вы запустили в колледже?

— Как вы окончили колледж за 3 года? 

— Почему компания Y решила сделать вас менеджером в столь молодом возрасте?

 Какие новые продукты вы внедряли в компании Y?

— Как вы смогли улучшать их продажи на 5% каждый год?

Это окупится тем, что вы всегда будете знать, что собираетесь сказать, до интервью, репетируя перед самим собой по несколько раз. Приложив небольшое усилие, вы действительно сможете правильно начать интервью.

Как отвечать на вопрос «Расскажите немного о себе» в социальной ситуации

По сравнению с ответом на просьбу «Расскажите немного о себе» во время собеседования при приёме на работу, предложить ответ на этот же вопрос в социальной ситуации можно довольно просто и откровенно.

Так же как в ситуации интервью, вы хотите придерживаться краткости (опять-таки меньше минуты), предлагая некоторые интересные лакомые кусочки, которые могут вызвать последующие вопросы. Здесь вы, по сути, не пытаетесь произвести впечатление на каждого, а только даёте людям почувствовать, кто вы есть, могло бы у вас оказаться что-то общее, и дать пищу для разговоров, которые они могли бы с вами вести – неважно, продолжается ли в тот момент беседа, или они могли бы подойти к вам после занятий, чтобы спросить о том, что вы сказали.

Вот некоторые вещи, которые обычно подходят для того, чтобы упомянутыми в различных ситуациях:

Первый день занятий:

— Откуда вы;

— Почему вы решили посещать тот колледж (особенно, если вы из другого штата);

— Какова ваша специализация (или если угодно, вы ещё совершенно не определились);

— Почему вы выбрали этот факультет и что, как вы надеетесь, из этого выйдет (профессора любят слушать это; также это вопрос, который может раскрыть однокурсникам значительную часть вашей индивидуальности);

— Уникальный, забавный и/или случайный факт о вас (вы были в армии и служили в Ираке; вы водите ПТ Крузер, который подарила вам тётя и как будто вам это нравится; вы играете на губной гармонике; у вас когда-то были волосы ниже спины; Билл Клинтон поцеловал вас ребёнком на митинге во время кампании 1996 г.; вы только что возвратились домой после двухлетней службы в миссии вашей церкви в Бразилии). Уникальный факт может заставить ваших сокурсников смеяться или просто сделает вас незабываемым.

Новый клуб/ встреча/ церковная группа:

— Откуда вы (если только приехали в этот район)

— Что привело вас к новому дому (опять-таки, если вы только что приехали),

— Как вы пришли к направлению клуба или вере

— Почему вы присоединились к группе, и чего хотите этим достичь

— Любые таланты или интересы, которые группа могла бы использовать

— Уникальный, забавный и/или случайный факт о вас

Встреча с новыми людьми на вечеринке/ конференции:

— Откуда вы

— Чем зарабатываете на жизнь

— Почему вы на этой конференции

— Откуда вы знаете хозяина вечеринки

Часть искусства светской беседы состоит не только в упоминании вещей, которые позволят вам высказаться, но и в предоставлении материала, который поможет людям узнать, что говорить/ спрашивать в ответ. Так что просто подумайте, как мимоходом сказать несколько вещей, которые заставят других желать узнать больше о вас, и, в то же время, сделать это как можно проще для них.


Поделиться с друзьями


comments powered by HyperComments