x
Закрыть
x
Вперед
Хорошо ли Вы знаете, как вести себя на различных мероприятия (конференции, ужины, просто «в гостях»), на которых можно встретить новых интересных людей и завязать полезные знакомства?

Ответьте на 8 вопросов и узнайте, насколько хорошо у Вас развиты навыки нетворкинга, и получите советы, над чем именно стоит поработать и как это сделать!

Будьте внимательны: некоторые вопросы имеют не один правильный ответ, НО всегда есть один ответ, который лучше остальных :)

После прохождения теста мы проанализируем Ваши ответы и пришлем на email Ваш результат и, в зависимости от него, персонализированные советы про то, как преуспеть в налаживании новых важных знакомств.

Ораторское искусство и нетворкинг. Вадим Курилов. Часть 2,3

Опубликовано 1 февраля 2017

Ораторское искусство и нетворкинг. Вадим Курилов. Часть 2,3

Продолжение интервью с тренером по ораторскому мастерству и постановке голоса, а также владельцем PR агентства Эйтком Вадимом Куриловым. Говорим о тонкостях постановки голоса, раскрепощении себя. Секреты публичных выступлений и упражнения, которые сможет повторить каждый.

 

 

 

 

 

 

Аудио версия

 

 

itunes-logo

 

 

Текстовый перевод

 

Часть 2

 

Голос и бизнес

 

– Слушай, а вот есть ли общие черты у успешных людей, которые не занимались голосом, есть ли общие черты в голосах? Допустим, человек дорастает до позиции топ-менеджера в крупной компании, можно ли проследить  какую-то связь между голосами таких людей? Как они говорят? Тембр..

– Знаешь, это хороший вопрос, между прочим, потому что на самом деле такая закономерность действительно есть. Чаще всего этот человек может говорить, эти люди могут говорить негромко, может быть, кажется, что не очень выразительно, но, тем не менее, если внимательно послушать, то абсолютно точно это будет не горловой звук. Это абсолютно точно будет где-то вот здесь. Это абсолютно точно не будет вот такого, когда я вот так вот разговариваю, и вот здесь. Даже я могу вот так вот низко разговаривать, низким голосом могу разговаривать. Я весь зажат и скован. Нет. Эти люди все-таки чащи отпускают лишнее напряжение, потому что оно им просто не нужно, при, естественно, абсолютно разной характеристике голоса, безусловно.

– Хорошо, окей. Я знаю, что многим людям не нравится свой голос, когда они слышат его на записи, что с этим делать и, может быть, дай какие-то… либо ничего не делать, либо какие-то простые шаги, которые можно делать в эту сторону, чтобы прокачивать свой голос.

– Знаешь, я, к сожалению,  скажу, что делать нечего. И это не вопрос прокачки голоса. Конечно, можно пойти на тренинг, можно позаниматься голосом, можно выстроить легкое речевое дыхание, но причина того, что человек по-другому воспринимает себя в записи, очень простая. Когда я говорю и я себя слышу, я себя слышу с двух сторон. Вот закрой уши, закрой и поговори. Вот ты сейчас можешь все что угодно поговорить.

– Да, очень интересно.

– Что ты себе  говоришь сейчас? Ты же себя слышишь?

– Да.

– То есть ты себя слышишь изнутри и ты себя слышишь снаружи.  Когда ты слышишь себя в записи, у тебя остается только 1 канал – снаружи. У тебя нет вот этого канала, где ты себя слышишь изнутри. Поэтому, естественно, ты себя слышишь по-другому.  

– Но это и тот канал, через который тебя слышит и весь окружающий мир?

– Конечно, конечно. Поэтому говорить, что это плохо, но все тебя слышат, и всем нормально. Ну, либо не очень нормально, тогда надо все-таки пойти позаниматься голосом. Кстати, не поставить голос, а освободить, высвободить свой природный голос. Потому что у той же Кристины Линклейтор метод называется «freeing natural voice». Это ее копирайт, освобождение природного голоса, высвобождение природного голоса, потому что действительно ты  высвобождаешь какие-то свои способности, которые, ну, закрылись  у тебя в детстве, которые были у тебя, когда ты был маленьким ребенком, но они у тебя закрылись. И ты их заново открываешь. Но особо по этому поводу париться не стоит, мне кажется, надо просто привыкнуть к этому,  что ты себя воспринимаешь в запись по-другому. И надо понять, что люди, когда тебя слышат, тебя воспринимают так же. Если тебе это категорически не нравится, ну, обратись к специалисту и поговори, что там тебе не нравится, может, в характеристике звука. Окей, безусловно, может быть еще и запись плохая.

– Но на самом деле тут история не только с голосом,  а в принципе с тем, как ты себя со стороны наблюдаешь.

– Да.

– Ты можешь себе ужасно не нравиться на камере.

– И это следующий шаг.

 

Взгляд на себя со стороны

 

– И знаешь, что интересно, я в Proctеr&Gamble вел внутренний тренинг «Presentation skills», и мы делали такое задание: снимали человека, а потом показывали ему, и  оказывается, когда человек готовит какую-то презентацию, выступает,  он теребит что-то в руках, руки спереди, сзади, и он этого не осознает. И с голосом, я думаю, та же история. Он просто говорит, как привык, и он сфокусирован на контенте, и он не думает вообще об этом.

– Да, да, совершенно верно. А по поводу видео  — это действительно следующий шаг, когда ты ненавидишь себя на видео и не можешь вообще смотреть. Я не могу  смотреть свои..

– Я тоже не смотрю на самом деле.

– Хорошая аналогия с голом. Действительно, ты не осознаешь, когда на видео что-то такое там делаешь. Ты действительно с голосом не осознаешь, что ты делаешь, собственно говоря. И знаешь, какая происходит история?  Когда ты начинаешь этим заниматься, ты начинаешь задумываться о дыхании, ты начинаешь задумываться о том, есть ли у тебя лишнее напряжение в тазовом поясе или нет, а у нас всегда есть. Плечи как у тебя себя чувствуют, коленки как себя чувствуют, лоб, нижняя челюсть. Ты про это про все думаешь, ты отдаешь себе отчет, ты учишься наблюдать за собой потому что  в тренинге по голосу первое, что ты делаешь, ты учишься наблюдать за собой и отслеживать. Awareness у нас ключевое слово – знание, осознание, осознание. И это такая же история, как учиться ездить на машине на «механике». Ты сначала думаешь, как тебе двумя ногами на 3 педали нажимать, и двумя руками держать и смотреть одновременно прямо, назад, вправо и влево. А потом, естественно, это с практикой это превращается в автоматизированный навык, и мозг, уже понимая, что у тебя в теле есть этот навык, может этот навык использовать. Соответственно, он дает соответствующие команды. Соответственно, соответствующие. Да. тоже самое и голос.

 

– Хорошо. Я почему попросил тебя рассказать какие-то простые методики, что можно делать дома,  и простые задания? Потому что я ходил на курс по голосу, не к тебе.

– Так.

– Этот курс длился недели 4 или 6, и мы там  делали задания на дыхание, на говорение из всего себя – разные-разные.  Но я походил на этот курс,  и я не уверен, что эффект от этого остался, потому что, как мне кажется, это история очень долгосрочная. Эта история не про одноразово подышать правильно и почувствовать себя. Может быть, это какой-то  первый шажочек. Но мне кажется, что голосом нужно заниматься все-таки долго, чтобы изменить его.

– Ну,  смотри, 21 день,40 дней, 90 дней – вот точки, понимаешь. Конечно, даже за однодневный тренинг, который  делаю, в конце этого тренинга у тебя начинает формироваться навык. То есть ты не просто себя почувствовал как-то и ощутил в себе, но у тебя начало формирования навыка.  Дальше, я про 21 день даже не говорю, как минимум,  40 дней надо этим позаниматься.  

– Каждый день?

– У меня есть 2 типа упражнений.  Есть один тип упражнений, который,  я считаю, нужно делать каждый день, я имею в виду намеренно. И это те самые упражнения на нижнюю челюсть, корень языка и мягкое небо. Это 7 минут в день перед зеркалом утром. Есть упражнения на резонаторы, на всякие – «мычалки» мы их называем. Вот это вот прекрасные фоновые упражнения, когда ты готовишь себе кофе, уж точно, когда ты едешь в машине. Если ты едешь в метро, спокойно делаешь в метро – никто на тебя не обращает внимания.

– Ну, например, что можно в метро делать, чтобы тебя не посчитали?

– Понимаешь, ну, идешь ты, к примеру, и мычишь на грудном резонаторе. Ммммм. Ну, немножко у тебя странное лицо.

– Ну, в Москве много странных лиц.

– Вот об этом  и речь. Ну, и ладно. Вот.

– То есть даже уже через 1 день какой-то навык начнет..

– Конечно. У тебя за 1 день появляется awareness.  Ты за  1 день начинаешь… но, конечно, надо дальше за собой наблюдать. Конечно, дальше надо раз в полчаса поставить на телефоне напоминалку, это не совсем точная фраза, но, тем не менее, для простоты понятия – «дышу диафрагмой». «Запускаю воздух в нижнюю часть легких» — можно написать длинную фразу. Но коротко пишут: «Дышу животом. Дышу диафрагмой».

– Ну, это проверка такая, то есть ты проверяешь, дышишь ты или нет?

– Конечно. Раз в полчаса проверил: плечи у меня, вздымалась тихо грудь, понимаешь? Конечно, это отслеживать. Конечно, обращать внимание, напряжены ли у тебя колени, напряжен ли тазовый пояс или нет. Плечи у тебя  приподняты или в нормальном состоянии. Лоб нахмурен или не нахмурен. С челюстью у тебя как? У тебя вот так вот или не вот так вот? Потому что с челюстью у нас очень плохо, правда, плохо.

 

– Но это основная проблема, про которую ты недавно рассказывал на конференции – про челюсть, про зажатость. И она на русскоязычном пространстве сильно развита. И она идет, наверное, из некой такой общей, может быть, нервозности, закрытости нашей?

– Ну, да. Это идет из… да, действительно, это действительно больше развито у нас, чем где-то бы ни было в мире. Конечно, у всех, всем людям свойственно напрягать нижнюю челюсть. И нижняя челюсть мешает и дыханию и звуку, напряженная. Но у нас все-таки действительно исторически за много лет, как я говорю, сложилась вот эта концепция – мы живем, стиснув зубы.  Вот это стиснув зубы, и жизнь —  борьба. Ну, классика: жизнь – борьба.

– Жизнь-боль.

– Жизнь-боль, жизнь-бой. Понимаешь, я должен вот закусить удила, что еще говорят? Стиснуть зубы. Ну, давай, вот я соберусь, жизнь тяжелая, надо стиснуть зубы и работать, работать, работать, делать, потому что жизнь тяжелая. И я вот в этом состоянии. Понимаешь как? Вот моя мимика. И еще вот так вот, поэтому не говорю вообще никак. У меня каша во рту, меня никто не понимает, а мне нужно разговаривать очень много. Понимаешь? Все. Но это, к сожалению, есть у нас. Можно от этого избавиться не очень большой серией упражнений.

 

– Окей. Перед важным выступлением или перед важными переговорами, что можно сделать каждому в течение 5 минут, чтобы немножко голос у тебя лучше звучал на этой встрече?

– Может, про нижнюю челюсть рассказать или про дыхание? Расскажи, ты же знаешь.

– Нижняя челюсть веселее.

– Нижняя челюсть веселее – хорошо. Давай.  Я тоже люблю про нижнюю челюсть, потому что она очень показательная. Простая очень последовательность упражнений. Первое, что ты делаешь, — ты делаешь такое проверочное упражнение, которое я условно называю «челюсть отвалилась, или рот закрой». Ты даешь себе задание – отпустить нижнюю челюсть, условно – расслабить. Дурацкое выражение лица. И дальше ты тыльной стороной ладони поднимаешь челюсть вверх, но именно тыльная сторона ладони управляет твоей челюстью. Если ты ее уберешь, она дальше упадет. И это не она сама идет вверх, а именно твоя ладонь ее поднимает. Тут же, как только ты это делаешь, ты понимаешь, что челюсть сопротивляется. Она сама хочет все делать, она не дает твоей руке управлять собою и не ложиться тебе в руку, она сама хочет все делать. Поэтому дальше, следующая история – мы массируем височно-нижнечелюстной сустав. Это вот суставчик, где нижняя челюсть присоединяется к верхней – вот здесь. Можно даже проверить – опускаешь нижнюю челюсть, и он двигается. Лучшая точка для массажа – это косточка под подушечкой мизинца.  Вот таким образом, легкими круговыми движениями ты массируешь вокруг этого суставчика. И вот так можно пройти под скулами над челюстью.  И под воздействием твоих рук опускается нижняя челюсть.  Это можно проделать несколько раз. Дальше. Нижняя челюсть уже опустилась, ты берешь себя за нижнюю челюсть или по-человечески – за подбородок, и вот то самое упражнение, когда ты дергаешь себя за нижнюю челюсть. Очень важно… просто дергаешь. Можно со звуком. Но очень важно, чтобы это было не вот так вот, вот это вот. Бывает, что у кого-то не получается, тогда надо делать это медленно. То есть, вот прям взяли руками, не она сама это делает.

– Вы тоже делайте это прямо сейчас.

– Можно прямо сходу делать. Итак, вот прям медленно, взяли руками. Если стукаются зубы – это не проблема. Дальше, после этого такое забавное упражнение, когда нижняя челюсть действует отдельно от верхней. Что это значит? Нижнюю челюсть мы продолжаем держать руками, и нижней челюстью управляют мои руки. Они двигают нижнюю челюсть. Верхняя челюсть движется сама. Опять-таки, тут можно представить, что у нас есть шлем, и есть забрало. Вот оно поднимается вот так вот. Соответственно, вот такая траектория движения челюсти. Итак, фиксируем точку. Прямо давай сделаем. Фиксируем точку, верхняя челюсть вот на этом суставчике, вот тут ось у нас, верхняя челюсть поднимается вверх.  Мы фиксируем точку верхней челюсти и руками подтягиваем к ней нижнюю.  Фиксируем точку нижней челюсти, от этой точки верхняя еще идет вверх. Фиксируем верхнюю, и отсюда подтягиваем нижнюю.  И делаем тоже самое вниз, только сначала идет нижняя, к ней подтянулась верхняя. Еще нижняя, к ней подтянулась верхняя. Тут много есть опасностей, потому что они хотят двигаться вместе, они хотят двигаться друг к другу. Но очень важно прямо перед зеркалом постоять, посмотреть, добиться того, что я фиксирую эту точку. Потом мы тоже самое делаем в три приема, когда мы три раза открываем вверх, три раза вниз.  И после этого мы идем обратно, как бы, по упражнениям. То есть  мы подергали,  проделали в два приема, в три приема, потом еще раз подергали,  еще раз помассировали — косточка под подушечкой мизинца, помассировали, опустились, помассировали, опустились. Подергали, помассировали. И в конце сделали еще раз то самое проверочное упражнение «челюсть отвалилась, рот закрой». И уже за это малюсенькое время, реально на это уйдет там 3 минуты, 4,  ты почувствуешь, что легче нижняя челюсть, легче идет вверх, отдает власть непосредственно в наши руки.

– А ты советуешь это делать непосредственно перед встречей, допустим, или это можно сделать утром, пока ты дома?

– Я думаю, что это лучше делать утром. Это не надо делать перед встречей. И  рекомендую это упражнение, вот эту серию упражнений на нижнюю челюсть, я рекомендую ее делать утром перед зеркалом, когда вы чистите зубы, бреетесь. Просто включить  это в утренний ритуал. Это должно стать частью утреннего ритуала. Дальше там еще упражнения на нижнюю челюсть, пардон, на корень языка. И дальше есть упражнение еще на мягкое небо. Но это то, что касается звукового канала – то, где у нас, собственно, звук рождается.  Но хотя бы упражнение на нижнюю челюсть – оно уже поможет.

 

– Да. Я слушаю уже неоднократно тебя про нижнюю челюсть и  про.. ты когда говоришь про голос, ты вдохновлен, ты все время включен,  это все-таки твоя страсть,  к которой ты пришел? И это осознанная твоя любовь – голос, развитие голоса?

– Да, да. Это моя осознанная любовь, которая, ну, наверное, это каким-то образом.. у меня было театральное детство. Я не стал актером и не пошел в театральный институт, но у меня, безусловно, было театральное детство. И история с голосом меня всегда интересовала, притом,  что я никогда не умел уметь,  и, в общем-то, в детстве у меня не было слуха. Классическая история: «Мальчик, пой потише!».

 

– А пение, кстати, развивает?

– Смотря какое. У меня был период в жизни, когда я совершенно осознано пошел заниматься академическим вокалом. Но это техника очень тяжелая. Это очень сложная техника.  У меня был волшебный преподаватель – потрясающая Тамара Григорьевна Миансарова. Она профессор ГИТИСа, со мной тогда работала.  И мы дошли до арии варяжского гостя. Я пел низким басом арию варяжского гостя. То есть прям оперный голос она из меня вытащила. Но это два года на это ушло. На это ушло два года. После этого я как-то  перестал этим заниматься, но, да, у меня был такой опыт. Разные вокальные техники, разные дыхательные техники в вокале, естественно.

– Но чтобы это сделать быстро, надо прийти к тебе на тренинг?

– Конечно. По крайней мере, чтобы почувствовать это сразу. И  ты понял, что в тебе уже есть какие-то изменения, и ты можешь это дальше делать. Если ты включаешь это в ежедневный ритуал… Вот эта ритуальность безумно важна.  

 

Часть 3

 

Вопрос-ответ

 

– Слушай, у меня к тебе осталась серия из коротких вопросов. Они разные, не пугайся, из разных сфер. Короткий вопрос – короткий ответ. Сколько тебе денег нужно для счастья?

– Не скажу  —  тогда все будут знать, в чем мое счастье. А это только мое.

– Во сколько ты ложишься спать?

– Ложусь спать поздно, в районе 2 часов ночи. Но у меня бывают разные периоды в жизни. Сейчас я стремлюсь ложиться до 12. По крайней мере, в 12 выключать компьютер и телефон.

– И ты часто мне в фейсбуке отвечаешь ночью. Час ночи – Вадим отвечает.

– Два часа ночи – я вдруг вспомнил, что нужно ответить.

– Что всегда можно найти в твоем холодильнике?

– В моем холодильнике всегда можно найти ряженку и кефир. Ну, вот, пожалуй, это общее. У меня всегда есть какие-то кисломолочные продукты.

– Твой самый страшный профессиональный сон?

– Мой самый страшный профессиональный сон касается уроков английского языка – то, что я не готов к уроку, и ко мне на урок пришел наш старший преподаватель.  Я не скажу имя, но это прям страшный сон.

– Можно ли мечтать при жизни о памятнике себе?

– Ну, мечтать, конечно, можно.

– Чем ты  будешь заниматься через 5 лет?

– Через 5 лет я буду преподавать сам, я буду точно совершенно продюсировать тренеров,  и я буду, в том числе, вести тренинги для тренеров по методике преподавания, потому что вот это ключевая история. У нас могут быть роскошные тренеры, к сожалению, так сложилось,  что они профессионалы, супер-профессионалы, бизнес-тренеры, но никогда в жизни они не учились методике преподавания, базовой общей методике преподавания. Из многих тренеров, которых я видел, есть, конечно, очень талантливые люди, которые, так сказать, умеют это делать и делают это как-то сами, потому что просто их личность такая. Но это, мне кажется, действительно то, что нужно, и это улучшит качество краткосрочного обучения взрослых.  

– Супер! Вадим, спасибо огромное.

– О! А еще я буду сниматься в кино. И продюсировать кино.

– Сниматься и продюсировать кино? Очень круто!

– Да, да.

– Какой жанр?

– Разный абсолютно, абсолютно разные. Есть идеи очень серьезных художественных сериалов.

– Если вы хотите говорить так же, как Вадим Курилов, то прогуглить надо «Вадим Курилов тренинг голос», записаться на него и прийти. Вадим, спасибо тебе большое, очень рад был.

– Максим, спасибо тебе. Я всегда очень-очень бываю рад с тобой пообщаться.

– И это  супервзаимно. Вадим Курилов. Я – Максим Чернов, автор блога Pronetworking.ru и youtube-канала «Нетворкинг Максима Чернова». Занимайтесь голосом, занимайтесь нетворкингом. Удачи! Пока!

 

Понравилась статья? Подпишитесь на новые!