Как добиться профессионального успеха, помогая другим

Исследования показали, что даже если вознаграждение не получено мгновенно, в долгосрочной перспективе такие «инвестиции в успех» обязательно окупятся.

Кэт Коул начала помогать людям с ранних лет. Ее мать-одиночка работала на трех работах, чтобы прокормить семью, и Коул тоже начала работать, как только достигла разрешенного законом возраста. В 15 она продавала одежду в торговом центре. В 17 нашла вторую работу в ресторане – сначала как хостесс, потом как официантка. В старшей школе она как могла совмещала учебу и эти две работы и смогла поступить в колледж, чего в их семье еще не случалось. Она изучала  проектирование и планировала поступить в юридический, но этим мечтам не суждено было сбыться.

Ресторан, где она работала, назывался «Hooters», и Коул продолжала работать официанткой во время учебы в колледже. Когда повар уволился, она попросилась на эту позицию. Когда менеджер ушел, она не колебалась ни минуты, чтобы занять и его должность. К 20 годам ее работа в ресторане отнимала так много времени, что она бросила школу.

Несомненно, стремление Коул помочь ресторану, немало помогло Hooters. То, что она работала и за повара, и за менеджера, помогло избежать очередей и поддержать стандарты обслуживания на должном уровне. Чем больше сотрудники ресторана активно помогают, тем выше эффективность общей работы и прибыль, вокруг чище, а клиенты намного довольнее обслуживанием. Эти данные справедливы для самых разных областей, от банковской сферы до здравоохранения и торговли: помощь играет важную роль в эффективной работе организации.

К сожалению, чаще всего, когда такие люди как Кэт Коул решают помочь, они способствуют успеху компании – но жертвуют собой. В профессиональной среде помощь слишком легко воспринимается как нечто само собой разумеющееся, особенно если она исходит от женщин. В серии исследований психологи из Нью-Йоркского Университета, Мэдлен Хайлман и Джули Чен обнаружили, что добровольная помощь коллегам повышала оценку эффективности и приносила поощрения мужчинам, а не женщинам.

Преподаватель по управлению в колледже Симмонс, Джойс Флетчер, называет помощь со стороны женщин невидимой деятельностью, потому что она чаще всего исчезает без признания и вознаграждения. «Когда мужчина помогает коллеге, тот, кто получил помощь, чувствует себя обязанным и с высокой вероятностью, тоже окажет первому услугу. Но если помогает женщина, ощущение «долга» намного слабее», пишет Шерил Сэндберг в Lean In. Нет нужды «расплачиваться», потому что «она хочет помочь».

Стремление помочь, возможно, лишило Кэт Коул полноценного образования, но помогло построить карьеру. К 32 годам Коул стала президентом компании Cinnabon, Inc. Сейчас ей 35, и продажи компании на международном уровне достигли $1 миллиарда.  Несмотря на то, что отзывчивость Коул не принесла плоды мгновенно, со временем дивиденды оказались воистину впечатляющими.

В книге «Давать и получать» (Give and Take) я привожу данные, показывающие, что «дающий», получающий удовольствие от оказания помощи, может не добиться большого успеха в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной его результаты могут быть поразительными. «Дающие» обычно начинают с более низким уровнем продаж и невысокими оценками в медицинском колледже.  Они часто ставят потребности клиентов выше собственных, а также воспринимают их как более важные, чем квоты по продажам. В медицине перед важным экзаменом такие люди настолько заняты помощью однокурсникам, что сами не могут адекватно подготовиться. Но после нескольких лет продаж удивительным образом наибольшая прибыль поступает именно от этих щедрых людей, а к концу обучения на медицинском студенты, помогавшие другим, демонстрируют лучшие результаты экзаменов.

Долгосрочный успех «дающих» равен двум основным факторам: отношениям и мотивации. С точки зрения отношений, «дающие» устанавливают более глубокие и широкие связи. Когда продавец искренне заботится о вас, возникает доверие, и вы повышается вероятность того, что вы вернетесь и купите у него еще раз, а также порекомендуете его другим клиентам. Что же касается мотивации, помощь другим придает смысл и новое качество нашей собственной жизни, показывая, что наши «инвестиции» имеют значение и придавая нам новую энергию для дальнейшей работы, делая нас усерднее и даже умнее. Когда студенты-медики сосредотачивались на помощи другим, они лучше переносили все невзгоды, долгие часы работы и проблемы со здоровьем: они знали, что их коллеги и пациенты зависят от них.

Почему иногда мы делаем добро без причины

 

525024_600

 

Помимо отношений и мотивации история Кэт Коул раскрывает перед нами третью причину, почему помощь другим может со временем принести ценные плоды: мы учимся. Добровольно выполняя целый спектр разных обязанностей, она получила знания и навыки. «Когда уволился повар, я научилась организовывать работу на кухне, а когда ушел наш менеджер, я смогла руководить сменой», рассказывает Коул.

В то время компания Hooters росла на международном уровне. В возрасте 19 лет Коул предложили возглавить первый ресторан Hooters в Австралии. Несмотря на то, что у других кандидатов за плечами был оконченный колледж и больше опыта, «Я была одной из немногих, кто действительно знал как выполняется вся работа в ресторане», объясняет Коул.  «Я оказалась в нужном месте в нужное время – в растущей компании». Но дело еще и в том, что я работала до седьмого пота, чтобы все знали, что я могу отлично выполнить любую задачу… Я искренне хотела помочь».

Причиной того, что Коул бросила колледж в 20 лет, были ее перелеты из Австралии в Латинскую Америку, где она руководила открывающимися ресторанами Hooters. «Я пожертвовала высшим образованием и мечтой стать адвокатом со степенью в области проектирования», рассказывает Коул. «Я поддалась стремлению помогать другим в построении их бизнеса». В том же году ей предложили возглавить программу корпоративного обучения. С того момента она начала стремительный подъем по карьерной лестнице, открывая новые рестораны от Азии до Африки.

Принесло ли Коул пользу каждое отдельное решение помочь с той или иной работой? Нет. Но со временем накопленный эффект от полученных навыков сыграл свою роль.

Даже если у вас нет возможности заняться разной работой и получить множество навыков, помощь другим может принести вам новые знания. Питер Одет — управляющий директор фирмы, занимающейся финансовым консалтингом в Австралии, и его успешная карьера основывается именно на знаниях, которые он получил, помогая другим. Когда ему было 19 лет, он работал представителем отдела по работе с клиентами в страховой компании. Его стремление помочь владельцам полисов и агентам было так велико, что он узнал огромное количество информации об инвестициях и пенсионном планировании. Вскоре он стал самым молодым начальником отдела в компании, получил награду «Личность года», и местная газета написала о нем статью под заголовком «Ты получаешь то, что отдаешь». К 22 годам он обладал всеми необходимыми знаниями, чтобы стать финансовым консультантом.

Новые данные подтверждают утверждение, что помощь способствует обучению. В исследовании, проведенном с участием сотрудником крупной консалтинговой компании, проведенном профессором из Ратжерса, Ниа Ша, самые высокие показатели эффективности были у тех, кто больше всего помогал коллегам в решении проблем, связанных с работой. Почему? Когда консультанты делились знаниями при решении трудностей коллег, у них появлялись новые идеи относительно собственных задач и развивались общие навыки решения проблем.

1382974376_pomosch

 

Помимо обучения – и смысла, и отношений – очевидно, что по мере того, как вы помогаете людям и ваша «слава» растет, увеличивается и количество ответственности, а также усложняются требования. «Как ты совмещаешь заботу о себе, работу, друзей? Да никак. Ни у кого это не получается. Никто не смог достичь равновесия», рассуждает Коул. «Есть дни, когда у тебя что-то лучше получается в одной области, а в другой не очень, но на следующей неделе ситуация меняется».

В сутках не так много часов, и это сильно фрустрирует руководителей «отдающего типа», потому что они не могут помочь всем. Когда Питер Одет разместил объявление о вакансии, он не мог оставить никого без работы. После отказа группе кандидатов он начал знакомить их с людьми из других компаний. «Он был очень эмоционально вовлечен, и тратил на эту задачу свое рабочее время», вспоминает один из его сотрудников. Они решили возникшую проблему, исключив его из процесса найма – ради его же блага.

При переходе от просто человека, помогающего людям, к позиции управляющего и руководителя, есть определенные навыки, которым необходимо обучиться. Пример тому – Брук Аллен, специалист по алгоритмической торговле, который готовился нанять помощника по административным вопросам. Он разместил объявление о поиске человека «с добрым сердцем и щедрым характером». Начали приходить резюме, и у Аллена появилось 22 кандидата. У него не было времени встретиться со всеми, и уж тем более, чтобы найти им всем работу, как сделал Одет, так что он решил задачу нетрадиционным способом. Он предложил всем 22 кандидатам собраться и поесть пиццы.

Когда они пришли, Аллен сделал объявление. «Я был бы счастлив, если каждый из вас поможет другому получить работу, вместо того, чтобы убедить меня в том, что он/она лучше других». Поскольку работа была нужна всем, они начали помогать друг другу – каждый из них. «Если вы хотите, чтобы я вас нанял, вы должны найти работу остальным».

Через 13 дней один кандидат смог найти работу трем другим. Несмотря на то, что она успешно продемонстрировала навыки «дающего», она не стала помощником Аллена, потому что обнаружила у себя новые способности – и решила стать корпоративным рекрутером, зарабатывая тем, что находит работу другим людям.

Вместо того, чтобы нести это бремя в одиночестве, Аллен мудро решил вовлечь всю группу в оказание помощи. Это, возможно, самый ценный навык, который должен развивать в себе «дающий». В долгосрочной перспективе призыв к помощи другим может помочь сохранить душевное здоровье руководителя. А также это лучший способ для стимуляции обучения и роста.

 

 


Поделиться с друзьями


comments powered by HyperComments