Как рассказывать истории

kak_rasskazyvat_istorii

Руководство из пяти шагов о том, как выстроить захватывающее повествование.

Перевод статьи журнала 99U.

 

Истории − естественный маркетинговый инструмент для ваших произведений. Они создают дополнительные каналы связи с аудиторией и позволяют вам продвигать ваши работы и не чувствовать себя зазывалой на ярмарке. И если презентации продукта портят нам жизнь и мешают нормальному существованию, истории обладают собственной ценностью и приносят удовольствие. Если вы правильно рассказываете свою историю, возникает резонанс и глубокая связь с аудиторией. Это лучше, чем надеяться на агрессивные продажи или все остальные инструменты, с помощью которых вы пытаетесь продвигать свой продукт.

 

Перед вами руководство из пяти шагов для выстраивания захватывающего повествования. В качестве примеров приводятся истории реальных людей. Мы прекрасно понимаем, что нет и не может быть шаблона, подходящего для всех историй, но это руководство намечает основные точки и может применяться к вашим рассказам в любых формах – на основе текста, изображений, в виде 60-секундной биографической презентации для нового клиента или 6-месячной кампании в социальных сетях, демонстрирующей весь творческий процесс реализации вашего нового проекта – или даже 100-страничной любовной истории, если у вас особенно амбициозные планы.

 

Шаг 1: Найдите уникальную траекторию вашей истории во вселенной

 

Самое сложное в рассказывании истории – понять, откуда начать. Это довольно парадоксально, потому что если вы сами – главный герой – или рассказываете о вашем бренде, теоретически, вы должны знать про него все наизусть. Но реальность такова что когда мы, скажем так, машинисты этого поезда, мы катимся по рельсам с горки с шорами на глазах.

 

Если вам трудно найти отправную точку вашего рассказа, то вам покажется поучительной история, Нормы Джинн Мелони, которая рисует вывески в Техасе.

norma-article-3

И вот что мы увидели: в течение последних 25 лет Мелони кочевала по всей стране от Сан-Франциско до более доступного Нешвилла (где она разрисовывала вывески провинциальных баров), от недорогого, но облагороженного Остина до сонного и совсем непритязательного Тейлора в Техасе – и все это лишь с одной целью: рисовать разноцветные вывески для барбекю-забегаловок, мясных лавок и тату-студий. Чтобы сводить концы с концами, когда с работой было туго, она даже водила грузовик мясника целых два года.

 

Сегодня среди выжженных солнцем равнин Техаса Мелони надевает свою ковбойскую шляпу и работает от рассвета до закате, «как фермер» в 117-летнем здании мятно-зеленого цвета, напоминающем салун на Диком Западе. Аренда относительно невысока, что дает ей достаточную финансовую свободу, чтобы творить на собственных условиях.

 
Чем больше мы узнавали о Мелони, тем яснее вырисовывалась ее история: в ней мы увидели такую знакомую завораживающую тему – историю человека, который полжизни занимался всем, чем можно, чтобы делать то, что любит. Да! Так что, несмотря на то, что сами мы вывески не раскрашиваем, между нами все равно есть связь. И именно этот общий мотив лег в основу нашей статьи, и мы смогли использовать его как начало текста, в котором рассказали о длинном пути Мелони к мечте.

 

Жертвование чем-то, чтобы иметь возможность жить творческой жизнью, может быть и частью вашей истории. Или нет. Начните с поиска других универсальных черт – например, когда неудачник находит себя, или как человек взрослеет – и выберите те, что максимально подходят вашей истории. Затем набросайте детали, которые описывают именно вас, используя максимальное количество реальных подробностей: вывески, раскрашенные вручную! С рассвета до заката! Фургон мясника! Как только с этим покончено, и вы обрисовали своего персонажа, переходите к началу вашей истории.

 

Шаг 2: Позовите нас в приключение

Истории нужно движение. Действие. Нужно, чтобы герой отправлялся в приключение будь это физическое перемещение или интроспективное, пусть даже лишь в мыслях. Лучше если есть и то и другое, потому что ваша цель – добавить в рассказ как можно больше запоминающихся элементов, чтобы его можно было отличить от историй других людей в той же области или развивавшихся по похожему сценарию.

 

Например, сюжет, который неоднократно появлялся в 99U: молодой художник приезжает в Нью-Йорк. У него всего один чемодан и огромное желание оставить свой след в искусстве. Хотя для США это не самый распространенный сценарий, в творческих кругах он встречается довольно часто. Как из этого множества вы отбираем истории для публикации?

 

Мы решили рассказать историю нигерийского художника Лаолу Сенбанджо, именно потому что он проделал удивительное физическое путешествие. На протяжении многих поколений все мужчины в его семье становились адвокатами, поскольку это считается уважаемой профессией. Изначально Сенбанджо пошел по проторенной дорожке, но потом бросил адвокатуру и открыл арт-галерею в Нигерии. Его отец был так разочарован выбором сына, что однажды повез его на прогулку в самые грязные трущобы в городе, сказав, что если он не бросит искусство, то закончит свои дни именно там. Но Сенбанджо не изменил своей цели и получил визу для переезда в США.

laolu

Это отличное начало для истории Сенбанджо, и оно уже отличает его рассказ от других, от художников, которых поддерживали родителей, или кому не пришлось пересечь полмира, чтобы попасть в Нью-Йорк. Но есть и другие «борцы» с самым скромным происхождением, проделывающие огромный путь, так как же Сенбанджо смог выделиться из их массы? Через несколько лет после переезда в Нью-Йорк он получил работу, которая изменила его жизнь: он разрисовал лицо Beyoncé африканскими мистическими узорами для ее клипа Lemonade. Это принесло заказы от Nike, музея Grammy и Смитсоновского Института (помимо прочих). Совсем неплохо! Только тогда отец Сенбанджо примирился с выбором сына: «Мы твои родители, и ты преподал нам урок об искусстве и о том как быть художником», сказал он Сенбанджо.

 

К моменту окончания интервью с Сенбанджо мы познакомились с ним на самых разных уровнях, снаружи и изнутри, и каждый его шаг все больше отделял его от других историях о тех, кто мечтает покорить Нью-Йорк. По мере развития истории различные приключенческие темы позволии читателям найти все больше «нитей», которые связали их с нигерийским художником.

 

Тот факт, что в истории Сенбанджо появляется Beyoncé, безусловно, имеет значение, но если вы – один из простых смертных и в вашей жизни не фигурирует Queen Bey, ищите истории внутри истории – например, конфликт отца и сына в истории художника-мечтателя – и постарайтесь связать их воедино, чтобы создать для вашего рассказа уникальную канву, которая позволит ему выделиться и стать особенным.

 

Шаг 3: Расскажите о вашей борьбе

 

Конфликт. Никакая хорошая история без него не обходится. Это означает, что вы должны рассказать о трудных временах – и даже о неудачах. Это нелегко. При этом цель не в том чтобы заново прожить моменты, о которых вы предпочли бы не вспоминать, а дать вашей аудитории еще одну возможность найти с вами что-то общее. Подумайте об олимпийском спортсмене, который пропускает Игры, а потом в течение четырех лет делает все возможное, чтобы все же попасть на них. Человеческая природа такова, что таких людей хочется поддерживать, даже если мы с ними не знакомы. Дело не в том, что их физические возможности превосходят 99% населения, а в том, что они не смогли достичь важной цели, как и все остальные в этом мире. Борьба показывает, что вы тоже человек, и из какого теста вы сделаны.

 

Это помогает понять, почему наши читатели так прониклись историей потрясающей резчицы по дереву Миры Накашима. Она поделилась с нами одним из очень болезненных воспоминаний. Отец Миры, Джордж, был одним из самых уважаемых резчиков в США. Он решил, что дочь должна пойти по его стопал и делать стулья, столы и другие предметы мебели в деревенской семейной мастерской в Пенсильвании. Джордж вообще принимал многие важные решения за Миру – в какой колледж она пойдет (Гарвард), что будет изучать (архитектуру) и у кого будет обучаться резке (у него).

mira

От Миры же ожидалось безупречное выполнение ее части обязанностей. Но как бы усердно она не трудилась, этого никогда не было достаточно: «Я не помню, чтобы он хоть раз меня похвалил за успехи, когда я с ним работала», вспоминает Мира. Именно эти слова стали для нас решающими, чтобы опубликовать ее историю. Представьте, что начальник никогда не хвалит вас за вашу работу. А теперь, что это не просто начальник, но ваш отец. Как с этим справиться?

 

Разумеется, Мира чувствовала себя ужасно. Но читатели не хотят бросать ее в беде. Наоборот, они ей сочувствуют – именно обстоятельства приводят к конфликту, а она, в свою очередь, стремится сделать все возможное, чтобы с ними справиться. И всем интересно, чем же закончится история.

 

Джордж умер в 1990 г., и Мира наконец возглавила студию. Она знала, что нужно двигаться вперед и развиваться. Так она и поступила, приведя Nakashima Studio в один из самых успешных периодов в ее истории. Если бы Мира родилась в известной семье, успешно работала на своего отца, а потом приняла бы от него процветающий бизнес, это был бы довольно стандартный сценарий. Но истории должны быть более провокационными, они должны выталкивать людей из зоны комфорта. Это и дало Мире возможность показать читателям силу и стойкость ее человеческого духа – как у Олимпийского спортсмена – превращая ее в героя, которому хочется апплодировать за победы и поражения.

 

Помните: демонстрируя свою ранимость, вы не демонстрируете слабость. Вы показываете, что вы настоящий/ая, а это привлекает читателей и укрепляет вашу связь с ними.

 

Шаг 4: Сделайте свой рассказ литературно-ярким

Наступил момент в вашей истории, в который можно повеселиться. Здесь вы должны раскрыть свою личность и характер, чтобы индивидуализировать рассказ. Секрет в том, чтобы добавить увлекательные подробности именно в те моменты, где они максимально впечатлят аудиторию своей необычностью – когда вы вводите самого особенного персонажа или поворот сюжета. Как только момент выбран, постарайтесь задействовать максимальное количество чувств (из 5), чтобы удержать внимание публики. Ваша задача – показать ей, что происходит, а не рассказать, описать сцену так, чтобы читатель смог представить ее по-своему и прийти к своим собственным выводам. Чем больше вы сможете показать, тем реальнее станет сцена.

 

Особенно важен первый абзац – и он же самый сложный. У вас есть лишь несколько предложений, чтобы заставить читателя заинтересоваться, как же будет развиваться сюжет. Я немало попотел над этой частью, когда писал статью об испанском художнике Рубене Санчесе. Он – восходящая звезда и потрясающий парень, но пока еще его имя не говорит само за себя (читатель его не знает), к тому же, в мире полно людей, которые рисуют (еще одна проблема). Так что мне было необходимо найти способ показать, чем его история отличается от историй всех остальных художников, которые есть у нас на сайте.

 

Когда Санчес рассказал мне о том как он рисовал шестиэтажное граффити, для меня стало очевидным, что это и будет стартовой точкой истории. Такое не каждый день увидишь. Вот результат:
«Поднявшись в воздух на высоту шести этажей с помощью ветхого голубого крана, покачивавшегося на каменистой грязной земле, Рубен Санчес пытался решить, какова же была основная трудность в рисовании граффити на стене бетонного здания в Руссейфе в Иордании. Ослепляющая двухдневная песчаная буря? Высота птичьего полета, на которой так непросто было работать – Санчес балансировал в корзинке, в которую больше ничего бы не поместилось, и от падения его защищали два стальных витых провода. Как бы не комфортно это не звучало, основной проблемой было то, что туалет находился так далеко внизу, и пока еще скрипящий еще ползущий кран донесет тебя обратно к земле…»

ruben

Моей целью было описать нагнетающую беспокойство сцену, намеренно углубляясь в детали. Санчес не просто был в люльке, подвешенной к крану – он стоял в ней, окруженный занавесью из металлических цепей. И я намеренно не стал сразу же описывать то, что он рисовал. Про это можно рассказать и позже, потому что то, как он рисовал, создает намного больше напряжения. Высота птичьего полета! Смертельная опасность! Извините за туалетный юмор, но иногда не получается избежать очевидных деталей, которые тоже играют важную роль. Я надеялся на то, что когда читатель закончит этот абзац, он/она уже поймет, что этот парень – не простой художник, и будет стремиться узнать, что же с ним случилось дальше.

 

По мере того как вы будете развивать свой индивидуальный стиль, ставьте перед собой задачу описывать вещи в новом свете. Солнце не должно быть просто «желтым» или «горячим». Оно может быть «палящим», «обжигающим» или «слепящим» — такие слова заставляют воображение рисовать совсем другие картины. Если ваш главный герой – художник, не ограничивайте его холстом, если есть возможность привлечь кран и песчаную бурю.

 

С течением времени подобные эпитеты станут частью вашего стандартного литературного набора, вашими инструментами для вырезания индивидуальных черт вашего портрета – отличного от всех остальных.

Шаг 5: Научите нас чему-то, что пригодится любому

 

В каждой истории должна быть своя мораль, но не только – она должна нести то, что в медиа называется «указания по обслуживанию». Это полезные советы и идеи, которыми вы делитесь на протяжении рассказа, и которые читатели могут применять в своей творческой и профессиональной деятельности. Для вас, как для рассказчика, это возможность продемонстрировать свою ценность: вы извлекаете из своего опыта уроки и знания, которых нет у других, и меняете эту информацию на внимание публики, которая может использовать эти советы. Другими словами, что вам известно, а нам нет?

 

Когда мы работали над статьей о Бобе Манкофф, бывшем редакторе раздела карикатур в The New Yorker, мы поняли, что у него было две истории в одной. Первая была восхитительной человеческой интересной историей, в которой он провел почти всю свою жизнь на работе, которой позавидует любой, и которая похожа на выдумку и сплошное удовольствие.
Вторая история – про человека, который знает, как генерировать искрометные идеи в очень узких временных рамках. Каждую неделю Манковв контролирует процесс, в рамках которого каждый из примерно 50 карикатуристов New Yorker должен представить 10 рисунков для заголовков журнала. Мы хотели, чтобы он поделился с нами знаниями на эту тему, так чтобы его история была интересна самым разным людям: фанатам карикатур (сравнительно небольшая группа) и тем, кому нужно множество хороших идей в кратчайшие сроки (практическим всем).

 

По мере развития статьи Манкофф обрисовывает три стратегии, которые он использует для генерации хороших идей под давлением сроков. Самый простой способ придумать что-то хорошее, по его мнению, это сначала придумать множество вариантов. Одной идеи никогда не достаточно, считает он, и она редко бывает нужного качества. Именно поэтому ему нужно 10 карикатур от каждого сотрудника, потому чт 9 из 10 вещей в жизни не срабатывают.

 

Чтобы активировать творческие потоки, Манкофф начинает комбинировать вещи, которые обычно несовместимы – такие как небеса и дорожки E-ZPass – и смотрит, что получилось. Подобные противопоставления заставляет мозг работать и думать «А что если?» — и служит в качестве трамплина. Даже если первые концепции ничего особенного из себя не представляют, он старается в итоге добиться чего-то качественного, что ощущается как меньший стресс, чем просто сидеть, уставившись на чистый лист и ждать, пока тебя осенит гениальная идея.

 

Наконец, мы узнаем, что идея, которую отвергают, не всегда плоха, и ее стоит забыть навсегда. Это просто означает, что в этот раз она не сработала. Некоторые карикартуристы New Yorker хранят свои рисунки в папках и дорабатывают их до тех пор, пока они идеально не подойдут к какой-то теме.

 

К тому моменту как наши читатели, большинство из которых не являются профессиональными карикатуристами, закончат читать откровения Манкоффа, они станут обладателями набора проверенных стратегий о том как создавать новые концепции в стрессовых ситуациях. Манкофф поделился чем-то ценным в развлекательной и легкой манере. А передача ценного знания вашей аудитории, особенно в рамках хорошей истории, делает ваш рассказ стоящим внимания других людей.


Поделиться с друзьями


comments powered by HyperComments