3 отличительных черты образованного мужчины

obrazovannost

Что характеризует образованного мужчину? Количество ученых степеней? Объем словарного запаса? То, сколько книг он прочитал?

Можно бесконечно дискутировать по поводу качеств, присущих образованному мужчине. Но мне очень понравилось определение, которое я прочитал в книге «Как жить хорошей жизнью» (How to Live the Good Life) капитана Эдварда Уайтхеда (того самого, из рекламы Schweppes!). С его точки зрения, «Образованным человеком может считаться тот, кто может развлечь себя, развлечь другого и принять новую идею».

Рассмотрим каждую из этих характеристик.

Может развлечь себя

«Скучно бывает только тому, кто хочет, чтобы за него все делали другие»
Билли Грэхэм

смчмы

«Мне скучно!», жалобно хнычет ребенок, не знающий, чем заняться на летних или осенних каникулах. Он ждет, что родители придумают какое-нибудь развлечение, чтобы избавить его от скуки (если ваша мама похожа на мою, то вам тоже в ответ всегда предлагали пойти и убраться в комнате).

К сожалению, многие люди так и не перерастают эту потребность в том, чтобы их развлекали другие, и не превращаются в зрелых инициативных мужчин. Да, это тот самый парень, что роняет голову на стол после ужина, в то время как другие беседуют (я лично это видел), ворчит и плетется в конце класса во время школьной экскурсии в музей, или это тот гость из другого города, который мало того, что живет у вас, так еще и понятия не имеет, чем ему заняться, и ждет, что вы распланируете его визит.

Детям постоянно скучно не потому, что вокруг недостаточно развлечений – чаще всего, у них полно игрушек и т.п. – а в том, что у них очень небольшая продолжительность концентрации внимания. Они берут одну игрушку, потом другую, потом третью, и в итоге не знают, чем заняться. Образованный человек способен полностью погрузиться в определенную задачу, хобби, разговор или книгу, потому что он развил навыки фокусировки и концентрации.

«Когда людям скучно, прежде всего, дело в них самих»
Эрик Хоффер

В наши дни, когда телефон всегда под рукой, нет ничего сложного в том чтобы себя развлечь. Можно сидеть в социальных сетях или болтать с кем-нибудь. Реальная проверка наступает, когда вы находитесь в ситуации, где помощь технологий недоступна или же социально неприемлема. Можете ли вы развлечь себя на скучном совещании, в походе, в беседе за столом на ужине? Действительно образованный человек может, и, как ни парадоксально, именно благодаря важной черте, сохранившейся с детства – любопытству. Образованный человек с любопытством относится ко всему вокруг, в том числе, к другим людям. В любой ситуации он находит чему научиться, что проанализировать и за чем понаблюдать. Если он застрял где-то без телефона и без собеседника, он потратит это время на разрешение философской проблемы, над которой он бьется уже давно: ум образованного человека – хранилище идей, которыми он может воспользоваться, чтобы убить время в любой ситуации.

Может развлечь друга

исчссы

Скучным безынициативным людям невероятно повезло, если у них есть друг, способный их развлечь!

Образованный человек – душа компании, не дающий разговорам угаснуть, бесконечно обаятельный собеседник, способный расшевелить кого угодно.

Все это – благодаря эрудиции, начитанности и жизненному опыту. У него есть целый арсенал интересных историй о его путешествиях и приключениях. Он в курсе последних новостей и интересных научных открытий. Вне зависимости от возрастного и гендерного состава группы, где он находится, он всегда найдет историю, которая впечатлит всех.

Авраам Линкольн – отличный пример образованного человека, умеющего развлечь других. Несмотря на то, что за плечами у Линкольна был всего один год формального образования, он жадно читал все, что подворачивалось под руку и продолжал учиться всю свою жизнь. В результате, он мог говорить практически обо всем с кем угодно, и никогда не давал собеседнику заскучать. Эделайн Джадд, супруга конгрессмена от Иллинойса Нормана Джадда, вспоминает встречу и занимательную беседу с Эйбом Линкольном:

«Казалось, что мистера Линкольна, чей дом», пишет Эделайн, «был довольно далеко от Великих Озер, необычайно взволновала невероятная красота пейзажа, и мыслями он унесся прочь. Высоким, но мягким голосом он начал говорить о тайне, которая веками окутывала и скрывала далекие миры над нами, о поэзии и красоте, которой поражались наблюдатели прошлого, смотревшие на Орион и Арктур, в то время как те неторопливо продолжали свое вращение вокруг Земли; об открытиях, которые были сделаны после изобретения телескопа, пролившего потоки света и знания на то, что раньше казалось загадочным и непонятным; на потрясающие расчеты ученых, которые смогли измерить в милях кажущееся бесконечно огромным пространство, отделяющее планеты нашей солнечной системы от солнца, и наше солнце – от других солнц, которые сейчас мерцают над нами, словно прекрасные лучезарные драгоценности».

«Когда ночной воздух посвежел настолько, что стало слишком холодно оставаться на улице, и мы перешли в дом, мистер Линкольн, вытянув свои длинные ноги поперек ковра и сложив руки на груди, продолжил рассказывать об открытиях и изобретениях, что были сделаны на протяжении веков, что прошли между теми временами, когда человек впервые начал использовать окружающие его вещи, и сегодняшним днем. Он рассуждал о возможных знаниях, которые добудет человек по мере развития оптических приборов, о потрясающих открытиях последних столетий – как доказательстве того что существо, обладающее возможностями и способностями человека, обязано стать бессметрным, поскольку было создано Богом, сотворившим бесчисленные миры, для какой-то высокой и благородной цели».

«Мы все остались под сильнейшим впечатлением», продолжает миссис Джадд – «от речи мистера Линкольна. После того как он ушел, мистер Джадд сказал: «Чем больше я общаюсь с мистером Линкольном, тем больше меня поражают знания, которые он накопил в самых разных областях науки на протяжении многих лет постоянного труда. Профессор из Йеля не смог бы рассказывать настолько увлекательно и поучительно».

Разумеется, среди всех знаний, которыми обладает образованный человек, есть место и пониманию человеческого поведения и психологии, так что он знает, что больше всего людям нравится, когда интересуются именно ими. Если верить одному из биографов Линкольна, здесь он тоже был на высоте,: «Как и все поистине великие люди, он был великолепным слушателем».

Раз уж мы об этом заговорили, я бы добавил, что образованный человек еще и хорошо шутит. Рассказывать качественные анекдоты уже не модно, но мне они ужасно нравятся.

Может принять новую идею

исмывф

Этот критерий может казаться самым легким… в конце концов, что сложного в том, чтобы быть открытым новому?

Недавно проведенное исследование о том, как работает наше мышление, показало, что несмотря на то что мы упорно льстим себе, считая себя рациональными существами, это далеко не так. Мы не отдаем себе отчета в том, что наше бессознательное постоянно влияет на наши мысли, убеждения и мотивы самым иррациональным образом. Например, благодаря «эффекту обратного действия», когда нам предъявляют данные, противоречащие нашим убеждениям, наша приверженность им только углубляется. «Эффект предвзятости подтверждения» заставляет нас искать и обращать внимание исключительно на ту информацию, что подтверждает наши существующие концепции, и пропускать мимо ушей противоречащие им данные. «Ошибка невозвратных затрат» приводит к тому, что мы упрямо отстаиваем наименне разумный или желанный вариант вместо того чтобы выбрать нечто лучшее – исключительно потому что мы уже вложили в него время, деньги или эмоции.

Другими словами, наше подсознание рассматривает наши личные представления как огромное сокровище, а противоречащие идеи – как грабителей-мародеров. Как только защитная система подсознания их «засекает», ворота запираются и бойцовые псы спускаются с поводка. Если взглянуть на распечатку сканирования процессов мозга во время политической речи, противоречащей взглядам этого человека, приток крови к той части мозга, что отвечает за рациональное мышление, снижается, и остается на этом уровне ровно до того момента как он/она не услышит что-то, совпадающее с его/ее собственными воззраниями. При столкновении с новыми идеями наш мозг в буквальном смысле «закрывается», опускает жалюзи и сидит в темноте, пока в дверь не постучится кто-то приятный и давно знакомый.

Все это подтверждает тот факт, что способность к принятию новых идей не является врожденной. Нам приходится осознанно «отключать» систему безопасности бессознательного и говорить себе: «ОК, я вижу, что тут происходит. Не будем судить поспешно. Я не знаю, кто пришел ко мне – грабитель или новый друг. Почему бы сначала не проверить?»

Способность рассмотреть новую идею не обязательно означает ее принятие и изменение ваших взглядов каждый раз, когда вы сталкиваетесь с новой точкой зрения на мир. Как говорится, будьте открытыми новым идеям, но не настолько, чтобы растерять собственные.

Скорее, стоит относиться к новым идеям так же, как к гостям. Вы сначала разговариваете с ними в общественном месте и держите дистанцию. Если вам интересно, вы приглашает человека пообщаться. Узнаете его в течение какого-то времени. И если оказывается, что он не отличается порядочностью, вы прекращаете общение. Но ведь бывает и так, что мы становимся лучшими друзьями с человеком, с которым на первый взгляд у нас не было ничего общего.

Образованному человеку проще это понять. Его разнообразный жизненный опыт дал ему множество возможностей обратить внимание на то как новая полученная информация изменяла его мнение – даже если на принятие этих новых идей потребовалось определенное время. Человек зашоренный, взаимодействующий исключительно с похожими на него людьми и читающий лишь то, что подтверждает его изначальные идеи, просто не может обладать подобным опытом, и поэтому будет относиться к любым новым идеям как к незнакомцам, несущим угрозу, проклиная их с другой стороны рва с крокодилами, окружающего его крепость.


Поделиться с друзьями


comments powered by HyperComments